176
стиками. Поясните «надындивидуальный» характер общества.
Обратите при этом внимание на то, что общество есть специфич-
ный вид отношений, «вид взаимодействия…, как особый вид ми-
рового бытия, а потому и как объект особой науки» (П. Сорокин).
Назовите проблемы, которые стоят перед социальной фило-
софией. Отличается ли рассмотрение общества в философии от
его рассмотрения в рамках отдельных специализированных наук
(истории, социологии, политологии)? Объясните, почему фило-
софское постижение феномена «социального», которое оказыва-
ется на первый взгляд абстрактным и слишком неконкретным
знанием, является не менее значимо, чем научное?
2.
Проблема общества в социальной философии требует про-
яснения того, что представляет собой
социальное
. Иначе говоря,
это вопрос о том, что собственно позволяет быть обществу, что
является его неизменным
arche.
Необходимо отметить, что античные представления о соци-
альном бытии еще не являются собственно социально-
философским знанием. Подумайте, почему. Лишь в средневеко-
вой философии социальное бытие рассматривается как самостоя-
тельное явление в рамках конкретных исторических условий
(идея историзма). Общество представляет собой место борьбой
мирского (тварного) «града Земного» и небесного – «града Божь-
его», Церкви. Результатом этой борьбы, протекающей во времени
должно было быть становление Царства Божьего. Таким образом,
здесь социальное (общество) предвосхищает (но само не являет-
ся!) «Царство Христово».
В эпоху Нового времени была стерта дистанция между зем-
ным и небесными «градами», и был поставлен вопрос об «есте-
ственных» предпосылках и движущих силах существования и
развития общества. В итоге складываются ряд философских кон-
цепций,
среди
которых
выделяют:
диалектико-
материалистическую, натуралистическую, идеалистическую (см.:
Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004.
С. 287-291). Охарактеризуйте каждый из подходов, что они гово-
рят о сущности социального.
Все многообразие философских подходов к определению
обществу можно свести к двум фундаментальным подходам:
классическому (новоевропейская социально-философская мысль,