Стр. 153 - 2

Упрощенная HTML-версия

153
применению категорий… . Диалектическая природа разума
выражается, по Канту еще и в том, что в попытках сверхфи-
зического… применения разум… оказывается антиномич-
ным, то есть с неумолимой необходимостью приходит к про-
тиворечиям, образует суждения, которые при ближайшем
анализе оказываются равными по сути своего логического
обоснования, но противоречащими и друг друга уничтожаю-
щими по своему содержанию»? Почему «открытие Канта,
утверждавшее, что противоречие есть совершенно неизбеж-
ное и необходимое состояние разума, означало целый пере-
ворот»?
3. Как Вы считаете, все ли противоположности, находящиеся в
единстве, составляют диалектическое противоречие? Напри-
мер, содержат ли противоречие верх и низ стола, день и ночь,
сложение и вычитание, наследственность и изменчивость,
среда и организм?
4. Как вы считаете, о проявлении какого закона диалектики го-
ворит данный древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слиш-
ком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к
доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталки-
вает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства
обличают, слепая вера делает смешным, неведение ведет к
пороку»?
5. Действует ли закон диалектического отрицания при следую-
щих изменениях:
вода – лед – вода
день – вечер – ночь – утро – день
неорганическая природа – живая природа – общество
рождение – жизнь – смерть
зерно – росток – зерно
знание – незнание – знание
формально-абстрактный диагноз заболевания – патогене-
тический диагноз – конкретное лечение болезни
6. Как Вы считаете, почему единичное оказывается богаче об-
щего? Приведите примеры.
7. Как Вы считаете, что является общим, особенным и единич-
ным в процессе индивидуального развития организма, чело-
века, установления диагноза заболевания?