Стр. 151 - 2

Упрощенная HTML-версия

151
единичное – общее – особенное. Данные категории раскры-
вают связанные друг с другом «ступени познания» познавае-
мого явления. Поясните, как при установлении диагноза врач
может делать определенные выводы, руководствуясь анали-
зом конкретных симптомов с позиций единства и взаимосвя-
зи указанных категорий.
часть – целое
система – элемент – структура
форма – содержание
сущность – явление
Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите каждую из
пар категорий, поясните, как каждая категория связана с другой.
Какова диалектическая связь формы и содержания, сущности и
явления? Приведите пример использования категорий «единич-
ное – общее – особенное» в клиническом мышлении врача. Что
для врача является сущностью, что – явлением в процессе поста-
новки диагноза? Что можно сказать о человеческом организме с
позиций категорий «часть – целое», «система – элемент – струк-
тура»?
2.
Одним из фундаментальных принципов диалектического
познания является принцип детерминизма. Он предполагает уни-
версальность, закономерность и всеобщую обусловленность од-
них явлений другими. Обращаясь к принципу детерминизма, вы-
явите его отличие от индетерминизма. На сегодняшний день вы-
деляют причинную и непричинную детерминацию. Обратите
внимание, что в диалектике принято понимать под причиной, ка-
ковы ее признаки (отношения производства, временная асиммет-
рия, необходимость, пространственная и временная непрерыв-
ность). Кроме принципа причинности выделяются и виды
цепей
причин:
однолинейные, двулинейные с обратной связью, разветв-
ляющиеся цепи и отдельно – причинная
сеть.
Рассмотрите непричинные виды обусловленности и их при-
меры: функциональная связь между отдельными свойствами
предмета, связь состояний, вероятностная детерминация, струк-
турная детерминация).
Дайте определение и рассмотрите следующие пары катего-
рий, раскрывающих принцип детерминизма. Поясните при этом