Стр. 3 - 2

Упрощенная HTML-версия

3
ВВЕДЕНИЕ
Пропедевтика внутренних болезней является неотъемлемой частью фундаментальной
клинической подготовки врача и основной ее задачей является освоение студентами методов
обследования больного. Не овладев умением проводить расспрос, правильно интерпретировать
полученные данные физических, лабораторных и инструментальных исследований, трудно
рассчитывать на достаточно качественную подготовку будущего врача на старших курсах.
Цель обучения на пропедевтике внутренних болезней – выработать у студентов четкое
представление о методологии системного подхода к обследованию больного, изучить симптомы
заболеваний, научить формировать комплексы симптомов и объединять их в синдромы, изучить
основные синдромы заболеваний внутренних органов. Для этого необходимо освоить очень большой
объем знаний. Студентам при самостоятельной подготовке к практическим занятиям не всегда легко
выделить основное, главное от менее значимого, выработать алгоритм освоения материала.
При изложении методов исследования больного за основу взята принятая в лечебно-
профилактических учреждениях России схема истории болезни. В соответствии с ней субъективные
методы исследования больного предшествуют объективным, а последние проводятся в определенной
последовательности: общий осмотр, исследование по системам органов, которое в свою очередь
состоит из осмотра (грудной клетки, прекардиальной области или живота), их пальпации, перкуссии
и аускультации. Уделено внимание лабораторным и инструментальным методам исследования,
которые применяются в практической медицине, отражены их диагностические возможности.
В предлагаемом учебно-методическом пособии в виде логических схем изложены схема и
методы исследования больного, диагностическое значение и механизмы возникновения симптомов
заболеваний внутренних органов. Основные синдромы представлены также в виде схем, отражающих
основные жалобы, данные физических и инструментальных методов исследования при каждом
синдроме. Такая форма изложения позволяет систематизировать большой объем теоретического
материала при подготовке к практическим занятиям, способствует лучшему освоению пропедевтики
внутренних болезней. Цель данного пособия – с помощью системного изложения методов
исследования больного, симптоматики и синдромов улучшить возможности студентов в освоении
одного из наиболее сложных разделов внутренних болезней – диагностики. Полагаем, что пособие
будет полезно не только на начальном этапе изучения клинических дисциплин, но и полезно в
дальнейшем изучении внутренних болезней.