7. Болезнь может использоваться как неосознанный способ манипуляции и
рассматриваться в качестве выгоды для пациента.
8. Если ребенок не научается выражать свои эмоциональные состояния при
помощи знаков и символов, то единственным доступным для него способом выражения
эмоционального состояния остается язык тела.
9. Реальная или символическая потеря объекта, либо угроза такой потери могут
привести к отказу от веры в будущее, депрессии, отчаянию, что, в свою очередь, ведет к
снижению иммунитета.
10. На формирование и развитие личности влияет степень психологической
привязанности и зависимости от родителя. Невозможность контакта со значимыми людьми
может компенсироваться патологическими формами поведения.
VIII. Рассмотрите теории возникновения психосоматических расстройств. Выведите
комплекс причин возникновения психосоматических расстройств. Приведите примеры, в
которых будет прослеживаться взаимосвязь различных параметров.
IX. Объясните, в чем суть комплексного подхода в диагностике и лечении
психосоматических расстройств. Какими знаниями и навыками нужно обладать врачу при
столкновении с психосоматическими проблемами у пациентов?
X. Проанализируйте приведенный пример. Какие значимые события детства
повлияли на формирование определенных личностных особенностей Ирины?
Прокомментируйте случай, опираясь на знание теорий возникновения психосоматических
расстройств.
Ирина, 45 лет
Ира была первым ребенком в семье. Родителям при рождении дочери было по
24 года. Отец – военнослужащий, мать – инженер-химик. Беременность матери Ирины
протекала без патологии. В этот период отец Ирины постоянно уезжал в командировки, а
когда приезжал, шумно гулял дома с друзьями. Мать работала во вредных экологических
условиях на цементном заводе. Роды прошли без осложнений. Через пол года после
рождения Ирины мать была вынуждена выйти на работу и за девочкой стала присматривать
бабушка. В отсутствии матери у Иры начались частые простуды. Когда девочке исполнилось
три года, родился брат, и Ира вернулась домой. Находясь дома, Ира видела, частые и сильные
ссоры родителей. Однажды отец начал душить мать за горло. Ира испытала сильный страх,
но не позволила себе плакать, относя агрессию в свой адрес. Из-за частых командировок
отца, мать была вынуждена выполнять мужские функции в воспитании, была строга и
требовательна. В это время у Ирины стали появляться сильные боли в области ЖКТ.
Несмотря на слабое здоровье, в школе Ира училась успешно. Она старалась участвовать во
всех мероприятиях класса и школы, делала это с удовольствием. Но мешали частые болезни:
ангины, бронхиты, отиты, гайморит. Через какое-то время появилась онихофагия (грызение и
поедание ногтей). Когда Ира вступила в подростковый период, серьезно заболел брат, и
родителям снова было не до дочери. Здоровье Иры стало ухудшаться. Врачи поставили
диагноз – колит и гастрит. По словам Ирины, со стороны родителей она никогда не
чувствовала защиты и поддержки, а только контроль и опеку. При всей внешней заботе
матери, у дочери никогда не возникало настоящего ощущения теплоты и близости. Мать
оценивала, насколько дочь соответствует высокому званию идеального ребенка, и Ира
старалась ее не подвести. В глубине души девочке очень хотелось вырваться из дома и начать
жить новой независимой жизнью. Для этого Ира поступила в институт и уехала в другой
город. Чувство одиночества в незнакомом городе было сильным. Появились страхи, но