Класс НАСЕКОМЫЕ (INSECTA)
Тип Членистоногие занимает первое место в составе животного населения Земли по
числу видов, количеству особей и широте распространения. Представители этого типа
обитают во всех средах (наземной, водной и воздушной) и играют огромную роль в общей
экономике природы.
Велико и медицинское значение членистоногих. Многие клещи и насекомые способны
питаться кровью, и ряд видов их известен в качестве механических или специфических
переносчиков возбудителей вирусных, бактериальных и протозойных заболеваний (клещевой
энцефалит, туляремия, чума, малярия и др.). Некоторые представители способны вызывать
паразитарные болезни животных и человека (клещи, насекомые и их личинки). Ряд
паукообразных и насекомых имеют ядовитые железы и могут вызывать отравления, иногда
тяжелые и даже смертельные, людей и животных.
Изучение морфологии и биологии клещей и насекомых дает возможность выделить
общие черты, свойственные этим членистоногим, а также особенности строения и развития
отдельных видов их. Полученные данные необходимы в целях идентификации
рассматриваемых представителей членистоногих и анализа потенциальной опасности
контакта с ними человека.
Материалы по этой теме важны для будущих провизоров в смысле определения
возможностей медикаментозного предупреждения и лечения токсико-аллергических
поражений людей при укусах или ужалениях паукообразными и насекомыми, а также
профилактики и лечения инфекционных и паразитарных заболеваний, возбудители которых
передаются членистоногими.
I. Цели занятия:
– знать морфофизиологические особенности паукообразных на примере клещей;
– уметь различать активные стадии развития иксодовых клещей (личинку, нимфу, имаго);
– знать морфофизиологические особенности насекомых;
– уметь дифференцировать представителей отрядов Вши, Блохи, Двукрылые (на примере
комаров);
– уметь использовать знания о морфофизиологических особенностях и биологии клещей и
насекомых для анализа той опасности, которую представляют изучаемые членистоногие,
и обоснования мер профилактики вызываемых и переносимых ими заболеваний человека.
II. Задание на самоподготовку:
1.
Цели самоподготовки:
– на основе изучения материала (см. учебно-целевые вопросы) уметь обобщить знания в
виде таблицы 1 (заполнить).
2. Учебно-целевые вопросы темы:
– общая характеристика типа Членистоногие;
– общая характеристика класса Паукообразные;
– отряд Клещи. Медицинское значение клещей;
– общая характеристика класса Насекомые;
– вши, блохи, комары и их медицинское значение. Особенности строения и развития
малярийных и немалярийных комаров (см. материал в таблице 2).