ПРЕДИСЛОВИЕ
Биология, являясь одной из важнейших естественных наук, представляет собой комплекс
дисциплин о существовании и развитии живой природы Земли, о закономерностях и
механизмах формирования организмов и их групп. Как фундаментальная дисциплина,
биология является теоретической основой для прикладных наук (медицины, ветеринарии,
фармации и др.), а также хозяйственной деятельности человека.
Программа обучения будущих провизоров включает в себя материалы об общих
принципах функционирования живых систем, что дает основу естественно-научного
мировоззрения, а также служит базисом для последующего изучения медико-биологических
дисциплин и специальных предметов фармацевтического факультета.
Знание основных законов биологии необходимо для понимания закономерностей
системной деятельности организма человека. Особое значение в фармацевтическом
образовании имеют следующие вопросы: принципы адаптации клетки к условиям
существования, регуляции ее деятельности; механизм адаптивной перестройки организма
человека во взаимосвязях со средой обитания; человек как экосистема, экология человека.
Материалы этих тем помогут студентам понять сущность жизненных процессов и правильно
оценить возможности лечебного действия лекарственных веществ на организм человека.
Предмет «Биология» в фармацевтических вузах (факультетах) совместно с другими
дисциплинами призван, в конечном счете, сформировать специалиста, способного решать
общебиологические, медицинские и фармацевтические задачи, связанные с проблемой
«Человек и лекарства».
В последние годы все больше обнаруживается дефицит биологического и медицинского
образования провизора. Особенно это стало ощутимым в связи с четко определившимся в
обществе взглядом на провизора, как на консультанта врачей и населения по различным
проблемам лекарствоведения. Эта категория действий провизора регламентирована
Государственным образовательным стандартом.
Провизор сегодняшнего дня имеет широкий круг обязанностей, начиная с осуществления
менеджмента и маркетинга, включая работу по проведению в жизнь общебиологических
знаний для населения, и кончая деятельностью по решению конкретных задач,
обеспечивающих рациональную (эффективную и безопасную) фармакотерапию.
В течение ряда лет законы наследственности и изменчивости, закономерности
наследования, онтогенеза, проблемы мутагенного и канцерогенного действия лекарственных
веществ рассматривались в программах по ботанике и физиологии. Новый предмет
«Биология» позволяет изучать эти вопросы более основательно, с общебиологических
позиций и целенаправленно.
В фармацевтических вузах (факультетах) не изучают такие предметы, как гистология и
иммунология, а также клинические дисциплины. В связи с этим целый ряд вопросов,
рассматриваемых этими предметами, включен в курс биологии для того, чтобы улучшить
взаимопонимание врача и провизора.
В программе предусмотрены следующие методы обучения: лекции (1ч в неделю),
двухчасовые практические занятия, контроль знаний с помощью вопросов эвристического
характера, ситуационных задач и тестовых заданий. В конце первого семестра проводится
итоговый экзамен.