Работа 4. Нейрула лягушки.
Препарат нейрулы лягушки ориентируйте спинной стороной кверху (по нервной трубке).
Найдите эктодерму, под ней, на спинной стороне, нервную трубку. Внизу под нервной
трубкой располагается хорда, имеющая на разрезе округлую форму, под хордой находится
кишечная трубка. Между эктодермой и кишкой располагается многослойная мезодерма; ее
верхняя часть, сворачиваясь, формирует сомиты, нижняя же часть охватывает кишечник с
брюшной стороны. Зарисуйте препарат, обозначьте нервную трубку, хорду, кишечник,
эктодерму, энтодерму, мезодерму. Сравните с аналогичной стадией у ланцетника (на
муляжах).
Работа 5. Метаморфоз лягушки.
Изучите этапы развития травяной лягушки от икринки до взрослой особи, пользуясь
музейными макропрепаратами «Развитие лягушки», в качестве примера развития с
метаморфозом. Рассмотрите препарат, найдите у головастиков ранних стадий сходство с
рыбами (удлиненное тело, жабры, хвостовой плавник). Проследите появление пятипалых
конечностей в процессе метаморфоза и редукцию хвоста. Перечислите стадии развития (без
зарисовки).
Работа 6. Развитие конечностей у лягушки.
Рассмотрите препараты и зарисуйте разные стадии закладки и развития пальцев у
лягушки. Во время метаморфоза происходит постепенное формирование пальцев конечности
в виде почек роста на лапке. Зарисуйте заднюю конечность и обозначьте: стадии 2-3 и 5
пальцев; почки роста пальцев.
Демонстрационные муляжи:
зародыши ланцетника и лягушки на стадиях зиготы, 2-х, 4-
х, 16-ти бластомеров, бластулы, гаструлы; продольный разрез через зародыш ланцетника на
стадии 32 бластомеров.
V. Итоговый контроль
Степень усвоения материала темы производится путем оценки ответов на тестовые
задания, проверки оформления альбомов и выводов по теме занятия.
Вопросы для выводов:
– какое строение имеет нейрула ланцетника?
– какие этапы возрастной периодизации постнатального онтогенеза характерны для
человека?
– в чем отличие полного и неполного метаморфоза? Приведите примеры.
ТЕМА 5. ТКАНИ ЖИВОТНОГО ОРГАНИЗМА (эпителиальная, соединительная,
мышечная, нервная)
Организм человека и животных представляет собой целостную систему, в которой
выделяют несколько уровней организации: клетки – ткани – органы – системы органов.
Гистология – наука о строении, развитии и жизнедеятельности тканей животных
организмов. Знание отличительных особенностей происхождения и морфологии тканей
животного организма необходимо для понимания их функции и способности к регенерации,
что дает возможность определять пути регуляции и управления деятельностью тканей
различных органов. Понимание морфо-функциональных особенностей тканей в детском,