ответвляющиеся трубочки, пузырьки разного диаметра; в митохондриях: внешнюю и
внутреннюю мембраны, выросты внутренней мембраны - кристы, матрикс. Зарисуйте одну из
изученных электроннограмм, на рисунке сделайте обозначения.
Демонстрационные препараты (без зарисовки):
Специальные органоиды:
– миофибриллы в мышечных клетках;
– нейрофибриллы в нервных клетках;
– реснички эпителиальных клеток кишечника беззубки.
Включения:
– жировые включения в пленке семени подсолнечника;
– жировые включения в клетках печени аксолотля;
– пигментные включения в хроматофорах кожи головастика;
– кристаллы щавелевокислого кальция в клетках шелухи лука.
Химические компоненты клеток эукариот:
– ДНК в ядрах нервных клеток;
– РНК в цитоплазме нейронов;
– белковые вещества в ткани спинного мозга.
V. Итоговый контроль
Контроль усвоения материала по теме занятия проводится путем проверки заполнения
таблиц при самостоятельной работе, проверки альбомов и ответов на вопросы выводов.
Вопросы для выводов:
– с чем связана специфичность организации растительной клетки?
– в чем заключаются особенности строения комплекса Гольджи (при оптической и
электронной микроскопии) в растительных и животных клетках?
– какие включения характерны для растительных клеток, с чем это связано?
ТЕМА 3.
ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ. РАЗМНОЖЕНИЕ
ОРГАНИЗМОВ
Изучение механизмов митоза поможет студентам понять сущность процессов
регенерации в норме и патологии, что необходимо для выяснения закономерностей
жизнедеятельности организма человека. Знания особенностей формирования половых клеток
и возможных нарушений с учетом возрастных различий помогут обеспечить эффективную и
безопасную фармакотерапию.
I. Цели занятия:
– знать периодизацию митотического цикла клетки;
– уметь определять фазы митоза на микропрепаратах;
– знать разнообразие форм размножения организмов;
– знать механизм и биологическое значение мейоза;
– уметь обосновать сущность процессов спермато - и овогенеза;