а) клиницисты изучают болезни на основании клинической симптоматики,
диагностики, лечения и т.д. применительно к конкретному заболеванию и фиксируют
внимание на специфических чертах, отличающих одно заболевание от другого, или одно и то
же заболевание, но по-разному протекающее у различных людей;
б) патофизиологи же изучают то общее, что наблюдается у больных при
заболеваниях сердца, почек, печени, легких. Например, суть сердечной недостаточности при
различных заболеваниях сердца; легочную недостаточность при различных заболеваниях
легких.
В последние годы эксперименты на животных существенно дополняются
исследованиями больного человека с помощью безвредных для него методов
(биохимических, ультразвуковых, иммунологических, компьютерной томографии и др.). Речь
идет о
клинической патофизиологии
, как разделе патофизиологии.
Основной целью курса
клинической патофизиологии
является обучение умению
использовать полученные знания о патологических процессах, происходящих в организме, о
характере компенсаторно-приспособительных механизмов, обеспечивающих сохранение
функции пораженного органа, системы, о методах функциональной диагностики для выбора
рационального дифференцированного метода терапевтического лечения, оптимальных
вариантов
хирургического
вмешательства.
Курс
клинической
патофизиологии
предусматривает:
– изучение и анализ характера и тяжести нарушений функций жизненно важных
органов человека на каждом этапе заболевания;
– выявление взаимосвязи патогенеза заболевания и его клинических проявлений;
– определение степени влияния патологического процесса на пораженный орган,
а также на другие жизненно важные органы и системы организма больного;
– умение использовать методы функциональной диагностики для оценки степени
нарушения функции органа или системы и выбора патогенетически обоснованного лечения с
целью предупреждения осложнений и восстановления естественной ауторегуляции
жизненных процессов больного;
– разработку новых рекомендаций по диагностике и профилактике заболеваний и
лечению больного;
Углубленное изучение курса клинической патофизиологии позволит:
а) квалифицированно интерпретировать результаты методов функциональной
диагностики, грамотно объяснять происхождение и механизм симптомов заболевания;
б) оценивать специфическую и неспецифическую реактивность больного,
учитывая ее особенность при выборе наиболее оптимальных методов лечения конкретного
пациента;
в) обоснованно выбирать оптимальные методы патогенетической терапии.
3. Основные этапы развития отечественной патофизиологии
История возникновения и развития отечественной патофизиологии неразрывно
связана с именем замечательного российского ученого, профессора Виктора Васильевича
Пашутина, которого по праву считают одним из основоположников патофизиологии как
науки и учебной дисциплины в России. Поэтому выделяют «допашутинский» и
«послепашутинский» периоды в истории отечественной общей патологии и патологической
физиологии.
«Допашутинский» период начинается с 30-х годов (1726 г.) ХVШ столетия, когда
начинают открываться российские университеты, и продолжается до 1874 г. – года открытия
В.В. Пашутиным первой в России кафедры общей и экспериментальной патологии в