Стр. 10 - 2

Упрощенная HTML-версия

животных просто нереально. И тем не менее, благодаря патофизиологическому эксперименту
получен материал, составляющий содержание патофизиологии, – это, во-первых, а во-
вторых, моделирование позволяет разрешать проблемы, возникающие в клинике. Для
постановки эксперимента и познания закономерностей возникновения и течения
патологических процессов необходимы:
а) рабочая гипотеза или идея;
б) метод, обеспечивающий возможность проверки гипотезы;
в) правильная оценка результатов эксперимента.
Рабочая гипотеза является отправной точкой любого эксперимента. Гипотеза – это
попытка объяснить какой-либо процесс на основании имеющихся в данное время
фактических данных. Нельзя проводить опыт в надежде, что вдруг неожиданно будет
получен интересный результат – необходимо иметь четкое представление о цели
намечаемого исследования. Если исследователь не знает, что он ищет, то он не поймет и того,
что найдет.
Академик И.П. Павлов говорил: «Если нет в голове идей, то не увидишь и фактов».
Однако гипотеза не является чем-то абсолютно истинным. «Гипотеза, – утверждал И.П.
Павлов, – иногда бывает нужна для того, чтобы иметь право поставить опыт. А к вечеру она
зачастую уже негодна».
Исключительно важное значение при выполнении эксперимента имеет методика его
постановки, т.е. правильный выбор животного, форма осуществления эксперимента (острый
или хронический опыт), использование соответствующих приборов, инструментария и
правильная организация контрольных опытов.
Выбор животного имеет исключительно важное значение для успешного изучения
закономерностей развития патологических процессов. Например, экспериментальные язвы
желудка следует вызывать у крыс, а не у кроликов – у них часто наблюдаются спонтанные
язвы желудка. Инфекционные процессы не следует изучать на крысах – они устойчивы к
инфекции (лучше всего на кроликах, мышах). Аллергию, анафилактический шок лучше всего
моделировать на морских свинках, неврозы – на собаках, опухолевый процесс – на мышах.
Формы осуществления эксперимента
могут быть различными в зависимости от цели
исследования и проводиться в условиях острого или хронического опыта. Для изучения
патологических процессов используют следующие основные методы эксперимента:
метод выключения
– удаление или повреждение какого-либо органа
(хирургическое, химическое, механическое) и сравнение появившихся симптомов с
клинической картиной заболевания при предполагаемом поражении функции того же органа
у человека (удаление поджелудочной железы, введение аллоксана или дитизона – сахарный
диабет);
метод включения
– введение в организм животных различных веществ,
экстрактов из тканей, гормонов и сравнение этих результатов с результатами аналогичных
воздействий при тех или иных заболеваниях человека (введение тиреоидных гормонов –
симптомы тиреотоксикоза);
метод раздражения
– путем различных воздействий изменяют функции того
или иного органа (например, при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);
метод изолированных или «переживающих» органов
(изолированное сердце,
печень, легкие и т.д.) позволяет оценить истинный характер, глубину повреждения этого
органа и его вклад в развитие недостаточности кровообращения, пищеварения, дыхания и
т.п.;
метод парабиоза
– соединение и совместное функционирование двух
животных (парабионтов), что позволяет выяснить ряд вопросов о гуморальной или нервной
природе различных воздействий на организм;