Стр. 30 - 2

Упрощенная HTML-версия

зубоврачебный элеватор. Надо сказать, что лучшее и почетное место в Аюрведе занимает
механическое врачевание, о котором впрочем и Сушрута говорит, что этот вид врачевания с
самых древних времен пользовался большим почетом, ибо сами боги занимались этим
искусством и передали его человечеству. Индусам были известны швы – скорняжный и
прерывистый для наложения на раны головы, лица и даже дыхательного горла. Для швов
употреблялись нитки льняные, пеньковые, сухожильные и из конского волоса.
В хирургии применялись специальное железное приспособление с плоским
закругленным концом, которое разогревалось до конца. Применялись также горящий мед,
масло или воск, нагревавшиеся до точки кипения. Для полоскания рта использовались
жидкости, накладывались мази, а также вещества в виде стимуляторов.
Вагбхата, хирург, известный около 650 года н. э., собрал многие из учений Сушрута и
дополнил их собственными. Он предлагал убить зубного червя, заполнив кариозную полость,
затем выжечь его горячим зондом. Если это не помогало уменьшить боль, то следовало
удалить зуб специально предназначенными щипцами, которые имели клювообразные формы,
либо были в форме животного.
Сушрута дал описание двух видов хирургических инструментов : янтра, или тупой, и
састра, или острый. Тем не менее, учение Сушрута не одобряет удаление твердосидящих
зубов, предпочитая удалять только те, которые уже шатаются и при этом следует
использовать специально предназначенные рычаги, которые подобно современному
инструменту, называемому элеватор, имели плоский кончик и были выполнены в виде
стрелы.
Происхождение ринопластики (формирование носа) связывают с древней Индией, где
существовала определенная каста, которая занималась восстановлением носа из кожи лба,
или по уверению некоторых, даже из кожи задней части. Как род наказания за некоторые
преступления или как следствие ненасытного мщения, отрезывание носа в Индии было
обыкновенным делом. Палач, отрубивший нос, тотчас бросал его в костер, заранее
приготовленный. Это делалось потому, что «наказанные отдавали его приставлять себе, и
часто с успехом. Но все эти известия дошли до нас только по одним рассказам и изустным
преданиям», – пишет русский врач Н. И. Пирогов в 19 веке.
Ежедневный ритуал ухода за ротовой полостью не ограничивался чисткой зубов.
После регулярных очищений язык выскребался специально предназначенным для этого
инструментом, а тело натиралось ароматическими маслами. Наконец рот ополаскивался
смесью из трав и листьев. В качестве профилактического средства в Индии, на островах Ява,
Суматра, Борнео применяли смолу мастику, которую в засохшем виде употребляли в
качестве жвачки для укрепления десен и устранения неприятного запаха во рту.
В конце шестого столетия искусство медицины получило в Японии широкое развитие,
поскольку буддисткие монахи привезли с собой в Японию не только китайские медицинские
трактаты, но и зубную щетку с прутиком для чистки языка, так как буддизм для совершения
молитв каждое утро требует очищения зубов и языка. В основном стоматологи практиковали
при дворах императоров и были выходцами из Китая.
На протяжении многих веков, уходящих в древность обычаев, являлся ритуал
чернения замужних женщин передних зубов. Перед тем как войти в дом мужа, жена обходила
семерых родственников, которые давали ей краску, и затем начиналась процедура под
названием «первое чернение». Ее важность выражалась такой пословицей: «Поскольку
черный цвет всегда остается черным, не изменяясь, такими будут и отношения между мужем
и женой». Очерненные зубы показывали, что жена клялась в вечной преданности супругу.
Считается, что самые ранние зубные протезы были сделаны в Японии к концу VIII
столетия. Они изготовлялись из дерева (вишни или абрикоса). Оттиск беззубой челюсти
делался из пчелиного воска, а затем изготовлялась деревянная модель. Внутренняя часть рта