11.
Напишите на латинском языке, учитывая правила согласования. Укажите
значение терминов.
Сенильная склеродермия, превентивная санация, профилактическая инъекция,
антенатальная профилактика, одонтогенная подкожная гранулема, гангренозный
хронический пульпит, радикальная экстирпация, витальная функция, медикаментозная
анестезия, диатермическая деструкция, ульцерозный стоматит, суперфициальный хейлит,
эволюция неоплазмы, латентное метастазирование, диагностика фибросаркомы,
продромальный симптом, хирургическая терапия, ортопедия зубов, контагиозный гингивит,
ювенильная гемофилия, геморрагический синдром, симптоматическая кардиотерапия.
12.
Из Приложения, содержащего терминоэлементы, выпишите те из них, которые:
1) лежат в основе общеупотребительных слов
пример:
xenos
чужой +
phobia
боязнь;
xenophobia
боязнь чужого (ксенофобия)
2) употребляются для обозначения частей тела, органов
пример:
rectum
прямая кишка от
rectus
прямой, хороший
3) употребляются для обозначения действий врача
пример:
limitare
ограничивать от
limes
граница, межа, межевой знак:
limitatio
определение, установление границы
4) лежат в основе названий болезней
пример:
icterus
желтуха: окрашивание кожи и слизистых оболочек от светло-
лимонного до оранжево-желтого и зеленоватого или маслянисто-желтого цвета
5) употребляются для обозначения процессов, происходящих в организме:
пример
:
inflammatio
латинское «воспламенение» от
in
«в, внутри» +
flamma
«пламя,
огонь»; «жар, пыл»; «страсть»; «блеск, сияние, сверкание» +
-io
суффикс, сообщающий слову
называние процесса действия.
13.
Прокомментируйте следующие афоризмы:
Sol
lucet omnibus
– Солнце светит всем
Una hirundo non
facit
ver –
Одна ласточка не делает весны
Usus magister est optimus –
Опыт
–
наилучший
учитель
Ut
salutas
,
ita
salutaberis
– Как приветствуешь ты, так приветствуют и тебя (ср.: как
аукнется, так и откликнется; что посеешь – то и пожнешь)