162
Богу, например в псалме 13-м: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они
развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на
сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились,
сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не
вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не
призывающие Господа? Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его» (1-6).
Примечание 29
. Греческий язык, по свидетельству Страбона, существовал в
четырех основных диалектах: ионийском (древнейшем), аттическом, дорийском и
эолийском. С IV века до н.э. в связи с завоеваниями Александра Македонского, расширением
границ эллинского мира, необходимостью укрепления политических и экономических связей
между полисами, а также ассимиляцией эллинов в среде завоеванных народов, получила
распространение форма греческого языка – койне (от греч.
koinon
«сообщество,
объединение»). Области распространения эолийского и дорийского диалектов сужаются и в
процессе развития литературного языка уже не имели значения. Параллельно с этим
изменением диалектной ситуации в древнегреческом языке происходят исторические
изменения, в результате которых происходит интерференция с языками завоеванных
народов. Койне имел различные варианты употребления, свидетельствовавшие об уровне
образованности автора, его вкусе и пристрастиях. Например, литературные формы
базировались в большей степени на нормах ионийско-аттического диалекта классического
периода и употреблялись в основном высшим обществом, аристократией
.
Восточные народы называли греков «детьми Иавана» или Ионянами. В 10 главе
книги Бытие перечислены сыновья Ноя (Сим «имя», «слава»; Хам «жар»; Иафет «да
распространит Бог»), по имени которых названы были древние народы. Братья стали
родоначальниками племен и народов, которые назывались по именам их потомков. В том
числе и Иаван, четвертый сын Иафета, от которого происходят так называемые яфетические
народы, расселившиеся по всему северу известной древним народам карты земли
(современная Европа). По рассказам самих греков, некий Иона был праотцом Ионического
племени. Это имя закрепилось в названиях: Ионическое море, Ионические острова. В
ассирийских клинописях Средиземное море называлось «Тихамтив иавнай», и остров Кипр,
где ассирийцы в первый раз встретили греков, назывался ими «Иаван» или «Иунан».
Благодаря победам Александра Македонского, греки стали господствовать над
Египтом, Сирией и странами по обе стороны Евфрата, так что название «грек» сделалось у
евреев нарицательным, обозначающим всякого язычника; таким образом, все не-евреи
считались греками. Название «еврей» происходит от имени потомка Сима Евера
(«переход»); как обозначение народа оно встречается уже в книге Бытие. Египтяне так
называли Авраама, пришельца из-за Евфрата. Таким образом, слово «еврей» имело для
древних народов значение «пришелец» – в соответствии с именем родоначальника этого
народа.
Примечание 30
. В «Каноне врачебной науки» Авиценна (см. Приложение)
рассматривает причины кровохаркания: «Кровь появляется изо рта по разным причинам.
Иногда это бывает при ранах в полости рта, иногда при повреждении дыхательной трубки.
Если кровь появляется при рвоте, то это говорит о том, что она происходит из желудка или
пищевода. Если кровь появляется при кашле, то она чаще всего происходит из области груди
или из легких. Кровотечение из груди, например при ранах, не столь опасно, как
кровотечение из легких. Кровохарканье может появиться у больного просто от сильной
рвоты, после принятия сильных слабительных или острых питательных веществ, вроде лука
или чеснока. Причина также может корениться в сосудах (например, разрыв дыхательной
трубки или легких). Иногда кровохарканье возникает из-за кровавой опухоли в легких.