Стр. 3 - 2

Упрощенная HTML-версия

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В пособии рассматриваются биологические основы паразитизма и трансмиссивных
заболеваний. Общая схема построения методических указаний по каждому из 11 занятий
включает необходимые элементы единой методической системы (ЕМС) кафедры, логическая
связь между которыми позволит студентам выполнять действия с выходом на конечные цели
– «знать» и «уметь». Усвоение конкретного материала по теме занятия служит предпосылкой
перехода к последующим темам данного раздела, а в дальнейшем – к обучению на
теоретических и клинических кафедрах и к практической деятельности врача.
Необходимость издания предлагаемого пособия связана с особенностями преподавания
данного раздела, традиционно сложившимися на кафедре в течение нескольких десятилетий.
Особенно важным нам представляется изложение материалов по краевой патологии: с
такими заболеваниями, как описторхоз, дифиллоботриоз, клещевой энцефалит, туляремия и
др., встречаются в своей практике врачи Западной Сибири.
В текст включены оригинальные схемы, таблицы и тестовые контроли, разработанные
сотрудниками кафедры. Представленные методические материалы могут быть использованы
при подготовке к практическим занятиям, на практических занятиях, а также служить
пособием для самостоятельной работы студентов, которой придается первостепенное
значение в формировании творческого отношения к профессии.
Настоящее пособие включает материалы, характеризующие паразитов человека из типов
Простейшие (2 занятия), Плоские и Круглые черви (6 занятий) и Членистоногие (3 занятия).
О каждом паразите студенты должны знать:
— систематическое положение (тип, класс, род, вид – латинские и русские названия),
— морфологию,
— источник заражения (человек, человек и животные),
— пути заражения (контактный, алиментарный, трансмиссивный),
— стадии существования паразитов (вегетативные формы, цисты и др.),
— локализацию в организме человека (кишечник, ткани, половые пути и др.),
— патогенное значение (заболевание, а также воспаление, язвы, нарывы и др.),
— лабораторную диагностику (дуоденальное зондирование, исследование фекалий и
др.),
— наличие природного очага заболевания.
Практические занятия построены по общему плану с включением контрольно-
обучающих карт, оригинальных таблиц для заполнения студентами дома и на занятиях. В
расшифровке ориентировочной основы действия (ООД) даются описания практических и
лабораторных работ с подробной характеристикой объектов исследования.
Особое внимание обращается на распространение паразитических форм в Западной
Сибири.
В конце каждого занятия по медицинской паразитологии с целью осуществления
обратной связи преподавателя со студентами и для подведения итогов по изученному
материалу каждому обучающемуся предлагаются для определения «немые» препараты и
слайды, а также ситуационные задачи, разработанные на кафедре; оформляются выводы по
теме.