110
серповидных придатка, а у самца сквозь покровы в задних сегментах просвечивает
копулятивный аппарат, напоминающий по форме узкий треугольник. По этим признакам
определите пол насекомого.
Зарисуйте яйцо (гниду) и обозначьте крышечку, волос, клеевую массу.
Зарисуйте имаго вши и обозначьте голову, усики, глаза, грудь, ходильные конечности
(указать их число), брюшко, стигмы.
Работа 5.
Вошь лобковая, или площица (Phthirus pubis)
На микропрепарате под малым увеличением микроскопа рассмотрите (без зарисовки)
строение площицы и сравните ее с Р. capitis. В отличие от последней, тело у площицы
короткое и широкое. Голова относительно большая, прямоугольной формы. Грудь шире
брюшка, граница ее с брюшком неясная. Ходильные ноги мощные, особенно последняя пара,
с крупными коготками. На брюшке находятся четыре пары бородавчатых выростов с
длинными щетинками. По бокам брюшных сегментов видны дыхательные отверстия –
стигмы.
Работа 6.
Блоха собачья (Ctenocephalides canis)
Рассмотрите (без зарисовки) тотальный микропрепарат блохи под микроскопом (малое
увеличение). Тело насекомого сплющено с боков, крылья отсутствуют. Ротовой аппарат
колюще-сосущий. Грудь состоит из трех сегментов, на каждом из которых имеется по одной
паре ног. Обратите внимание на значительно бóльшие размеры задних ног, служащих для
прыганья.
Работа 7.
Развитие пчелы, жука, бабочки
В качестве примеров полного метаморфоза рассмотрите (без зарисовки) на
макропрепаратах развитие перечисленных выше насекомых. Обратите внимание на сходство
и различия в стадиях развития насекомых из разных отрядов.
VI. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Определение степени усвоения материала по теме занятия осуществляется путем
идентификации «немых» препаратов, проверки альбомов и оценки ответов на вопросы
тестового контроля.
Вопросы для выводов:
какую роль играют усики: а) у таракана; б) у постельного клопа; в) у блохи; г) у вши?
что представляет собой гемолимфа насекомых? Какие функции она выполняет?
к каким заболеваниям (облигатно-трансмиссивным, факультативно-трансмиссивным,
природноочаговым) относятся: а) вшивый возвратный тиф; б) вшивый сыпной тиф; в) чума;
г) туляремия? Дайте объяснение.
ЗАНЯТИЕ № III – 3
I. ТЕМА: Тип ЧЛЕНИСТОНОГИЕ - ARTHROPODA
Класс НАСЕКОМЫЕ – INSECTA
. Отряд ДВУКРЫЛЫЕ – DIPTERA.
II. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
знать морфофизиологические особенности двукрылых;
уметь дифференцировать по морфологическим признакам представителей семейств
комаров, бабочниц и мух;
уметь отличать друг от друга по морфологическим признакам разные стадии развития
малярийных и немалярийных комаров;
уметь использовать знания о морфофизиологических особенностях и биологии