51
Ко второму вопросу.
Теоретической основой «просвещенно-
го» абсолютизма
стали идеи общего блага и естественного права,
поучившие новую интерпретацию в рамках французского про-
свещения (Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.). Выяс-
ните, что представлял собой идеальный образ общественного и
политического устройства, родившийся в недрах французского
просвещения ([10])?
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
Почему правле-
ние Екатерины II принято называть «просвещенным»? Какие из-
менения, соответствующие принципам «просвещенного» абсо-
лютизма, произошли в екатерининскую эпоху в государственно-
политической и социально-экономической сфере?
Изучите «Наказ» императрицы, адресованный Уложенной
Комиссии ([9], с. 203 – 207). Охарактеризуйте политические
взгляды Екатерины II, ее позицию по отношению к крепостному
праву. В чем состояло внутреннее противоречие «Наказа»?
Как происходило формирование Уложенной комиссии, какие
задачи она была призвана решать? Какие вопросы обсуждались
депутатами комиссии? Что стало подлинной причиной ее роспус-
ка? Какое отражение нашла законотворческая деятельность депу-
татов комиссии в законах императрицы?
Каковы
причины и цели проведения реформ центрального и
местного управления
([9], с. 208 – 214).? Какие изменения про-
изошли в управлении страной, какое значение они имели? На ка-
ких принципах была основана судебная реформа? Почему на
Украине произошла отмена гетманства?
Какие цели преследовало Вольное экономическое общество?
Какой общественный резонанс получила его деятельность?
Рассмотрите
сословную политику
императрицы ([16]). Выяс-
ните, на каких принципах основывалось генеральное межевание
земель? Что стало причинами ужесточения крепостничества? В
чьих интересах проводилась секуляризация церковных земель?
Какие социальные слои составили опору самодержавия в борьбе
против мятежного Пугачева?
Изучите содержание Жалованных грамот дворянству и горо-
дам ([9], с. 214 – 217). Выясните, какую организацию, права и
привилегии получили дворянское и городские сословия? Какие