36
В результате изучения темы студент должен
знать:
– причины цели и задачи реформ 1550-х гг.;
– причины введения опричнины, ее социально-экономическую
и политическую сущность;
– причины, содержание и последствия Смуты;
уметь:
– аргументированно излагать собственную позицию по основ-
ным проблемам темы с опорой на источник и научно-
исследовательскую литературу;
– формулировать причины, цели и задачи реформ 1550-х гг. и
опричнины;
– сопоставлять и сравнивать этапы правления государя Ивана
Васильевича, определять общее и различное в политике мо-
нарха;
– интерпретировать явления и процессы, влиявшие на содер-
жание политики царского правительства;
– объяснять сущность и последствия Смуты начала 17 в.
План:
1. Реформы Избранной Рады.
2. Опричнина и земщина в государственной системе Москов-
ского царства.
3. Русская смута и воцарение династии Романовых.
Основные термины и понятия:
династия, Земский собор,
Избранная Рада, интервенция, крепостное право, местничество,
опричнина, приказ, семибоярщина, сословно-представительная
монархия.
Вопросы и задания для самоподготовки
К первому вопросу.
Предпосылки реформ.
Какие противо-
речия в системе власти, управления страной и общественном
устройстве существовали в 1530-х – 1540-х гг.? Соответствовала
ли система государственного управления задачам развития госу-
дарства? Как в первой трети 16 в. менялась феодальная иерархия