23
ТЕМА № 2: КИЕВСКАЯ РУСЬ В 9 – 12 ВВ.:
ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И РАСПАД
Цель занятия:
сформировать представление о характере эт-
ногенеза древнерусской народности; особенностях зарождения и
эволюции государства Киевская Русь, причинах его распада.
В результате изучения темы студент должен
знать:
– наиболее распространенные в исторической науке
потезы о
происхождении славян; особенности возникновения славян-
ского этноса;
– причины и предпосылки образования государства у восточ-
ных славян, роль варягов в формировании Древнерусского
государства;
– причины принятия христианства, его роль и значение в фор-
мировании древнерусской народности и государства;
– причины и последствия распада Древнерусского государства,
характер политических отношений, сложившихся после рас-
пада Киевской Руси;
уметь:
– аргументированно излагать собственную позицию по основ-
ным проблемам темы с опорой на источник и научно-
исследовательскую литературу;
– формулировать общее и различное в теориях, объясняющих
этногенез славянской народности;
– определять движущие механизмы развития восточнославян-
ского общества и государства, прослеживать логику развития
форм социально-экономического и политического устрой-
ства;
– выделять и интерпретировать явления и процессы, повлияв-
шие на распад государства Киевская Русь.
План:
1. Формирование славянского этноса.
2. Образование Киевской Руси: экономические и политические
предпосылки, роль «варяжского» фактора.