Стр. 17 - 2

Упрощенная HTML-версия

17
истории, общественно-экономическая формация, предмет исто-
рии, цивилизация.
Вопросы и задания для самоподготовки
К первому вопросу.
Выясните, что означает
понятие «исто-
рия»
? Как со временем (от Античности до современности) меня-
лось понимание и объяснение истории? Какое значение вклады-
вали в понятие «история» отечественные историки: Н.М. Карам-
зин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.Н. Покровский ([6])?
Каковы
цели и задачи исторической науки
? Что является
объектом и предметом исторического познания? Что представля-
ет собой периодизация истории, для чего она необходима? Что
означает понятие «историческая закономерность»? Какую роль
оно играет в понимании и объяснении истории? Какие типы пе-
риодизации истории России предлагали отечественные историки?
Какие особенности имеет исторический путь России по срав-
нению с европейскими и азиатскими странами?
В чем состоит сущность гносеологической (познавательной),
мировоззренческой, воспитательной
функций дисциплины «исто-
рия»
?
Ко второму вопросу.
Выясните, что означает
понятие «ме-
тодология»
?
В исторической науке существуют два альтернативных
принципа, с позиций которых можно по-разному относиться к
вопросу о возможности познания и объяснения исторической ре-
альности и ее интерпретации. Это
принципы историзма и реля-
тивизма
. Поясните значение данных терминов.
Принцип историзма лежит в основе «стадиального», а прин-
цип релятивизма в основе цивилизационного подхода.
«Стадиальный» подход:
Формационная концепция.
Укажите основоположников
настоящей концепции. Выясните значение понятий, которые ле-
жат в основе периодизации и характеристики общественного раз-
вития: «общественно-экономическая формация», «базис» и
«надстройка», «производительные силы» и «производственные
отношения». Что согласно данной концепции означает понятие
«исторический прогресс», при каких условиях он возможен? Ка-