155
Идеология революционного народничества нашла отражение
в деятельности эсеров.
Радикализм
– общественно-политический принцип, на базе
которого объединяются сторонники крайних, решительных дей-
ствий и взглядов. Политический радикализм отличает резкая кри-
тика властей, он требует решительных преобразований. Ради-
кальные объединения нередко использует такие методы борьбы
как стачки, забастовки, митинги, убийства, заговоры.
Разночинцы
– «люди разного чина и звания», межсословная
категория населения в России 18 – 19 вв.; выходцы из духовен-
ства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновниче-
ства и обедневшего дворянства, получившие образование и ото-
рвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование
разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма,
вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда.
Уже с 1840-х гг. разночинцы оказывали значительное влияние на
развитие общественной жизни и культуры, с падением крепост-
ного права стали социальной основой формирующейся интелли-
генции и революционного движения.
Революционные демократы
– в России это представители
революционного движения, идеологи «крестьянской демокра-
тии». Революционно-демократическая идеология зародилась в
1840-х гг. и стала определяющей в общественном движении
1860-х – 1870-х гг. По социальному положению революционные
демократы – главным образом разночинцы и отчасти дворяне.
В 1850-е – 1860-е гг. революционные демократы во главе с
Н.Г. Чернышевским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым и др.
пропагандировали свои идеи на страницах журналов «Современ-
ник» и «Колокол». Революционные демократы сочетали идею
крестьянской революции с идеями «утопического» социализма.
Они рассматривали крестьянство как главную революционную
силу в стране; полагали, что Россия после уничтожения крепост-
ного права путем крестьянской революции, минуя капитализм,
придет через крестьянскую общину к социализму. Идеология ре-
волюционных демократов легла в основу народнического движе-
ния.
Самоуправление
– право местных органов власти самостоя-
тельно решать вопросы, относящиеся к их компетенции. Само-