152
нофилы находили лишь тенденции разумного взаимоотношения
власти и подданных, выразившееся в земском представительстве
(земские соборы, земское местное самоуправление). Все это в
дальнейшем могло быть выражено в более совершенном виде, но
было сломано реформами Петра I. Славянофилы поддерживали
монархию, но не принимали ее крайнюю форму – абсолютизм. В
отличие от идеологов «официальной народности» славянофилы к
современной им российской действительности были настроены
критически. Выдающимися славянофилами являлись: И.В. Кире-
евский, братья К.С. и И.С. Аксаковы, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Сама-
рин. Печатные издания славянофилов – журнал «Русская беседа»,
газеты «Молва», «Парус».
Теория официальной народности
– доктрина, разработан-
ная министром просвещения графом С.С. Уваровым в 1830-е гг.
Суть теории выражается тремя словами – «самодержавие, право-
славие, народность». В ее основе лежит тезис о гармоничном
единстве народа и государя; русский народ не желает и не может
иметь иной формы правления, кроме самодержавия. Русский
народ прост, неиспорчен, религиозен; догматы православной ре-
лигии стали для него нормами жизни. В этой связи главная задача
властей – укрепить нравственность народа. Центральное звено
здесь – самодержавие – без которого немыслимы мощь и величие
России. Под народностью понималось единение всех сословий
вокруг трона, отсутствие социальных конфликтов в России.
К теме № 5, к занятию № 2:
Временнообязанные крестьяне
– категория крестьян, обра-
зовавшаяся в результате реформы 1861 г. и существовавшая до
1883 г. Эту категорию составили те бывшие крепостные кресть-
яне, которые по бедности не смогли осуществить выкупные опе-
рации, предполагаемые реформой, и должны были нести повин-
ности в пользу помещика. Повинности регламентировались зако-
ном.
Выкупная операция
– выкуп крестьянами у помещиков зе-
мельных наделов, предоставленных Крестьянской реформой 1861
г. Правительство выплатило помещику сумму выкупа, которую
крестьяне должны были погасить за 49 лет. Выкупная сумма