106
рация ([9], с. 494 – 495, 497). Выясните цели, преследуемые со-
ветским командованием, установите причины поражения немец-
ких войск и их союзников. Как Вы полагаете, что стало опреде-
ляющим в победе Советского Союза над нацистской Германией:
военно-мобилизационная модель развития, созданная Лениным –
Сталиным или личное мужество советских людей на фронте и в
тылу? Как Вы полагаете, какое влияние на ход войны оказало от-
крытие второго фронта союзниками, и каков вклад СССР в раз-
гром немецко-фашистских оккупантов?
К четвертому вопросу.
Завершение Второй мировой войны.
Какие причины побудили СССР вступить в войну с Японией?
Какие цели преследовали стороны в советско-японской войне?
Какие полководцы противостояли друг другу в данной войне?
Почему советские войска одержали быструю и безоговорочную
победу?
Какой ценой достались советскому народу победы над Гер-
манией и Японией ([9], с. 499 – 502; [13])?
Послевоенное устройство мира.
Восстановление мирового
порядка было связано с Потсдамской конференцией, Нюрнберг-
ским и Токийским процессами. Рассмотрите их деятельность.
Выясните, какие страны были на них представлены? Какова по-
слевоенная судьба Германии? Как изменились границы европей-
ских государств и СССР? Какую цель преследовали организато-
ры Нюрнбергского и Токийского процессов? Какие обвинения
предъявлялись подсудимым? Какие судебные решения были вы-
несены? Какое влияние оказали Нюрнбергский и Токийский про-
цессы на развитие международного сотрудничества по вопросам
поддержания и укрепления мира?
Темы докладов:
1. Партизаны в годы Великой Отечественной войны.
Литература:
Великая Отечественная война Советского Сою-
за. 1941 – 1945 гг. М., 1984. С. 99 – 104; Пережогин В.А. Пар-
тизаны и население (1941 – 1945 гг.) // Отечественная исто-
рия. 1997. №6; Попов А.Ю. Партизаны и контрразведка в го-
ды Великой Отечественной войны // Отечественная история.
2003. №3. С. 123 – 128.