Стр. 121 - 2

Упрощенная HTML-версия

процентах (центилях). В качестве нормирующего показателя используется
непараметрическая характеристика распределения - процентиль.
Это
непараметрический
аналог метода
сигмальных
отклонений,
усовершенствованный учетом взаимосвязи показателей. Отличие от метода
сигмальных отклонений состоит в том, что ряд фактических значений
показателя делят не на сигмальные отклонения, а на 100 частей или
процентилей (Р) (на рисунке 1 обозначен как «Процент площади под кривой»).
В центильных шкалах используется непараметрический аналог средней
арифметической - медиана (процентиль 50 или Р50), а фактическое значение
признака относится к тому или иному «коридору» или «колонке»,
располагающихся вправо или влево от медианы. Для оценки отклонений
фактических величин от должных используется значение персентиля,
которому соответствует фактическое значение (или номер «коридора»), к
которому оно относится. Процентильный метод часто применяется за
рубежом в виде диаграмм - процентильных кривых.
Достоинства метода: учет анатомо-физиологических особенностей организма;
расчеты сводятся к минимуму. Использование метода персентилей позволяет
избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в
распределении. Так, распределение значений массы тела в популяции всегда
имеет правостороннюю асимметрию - то есть чаще встречаются крайне
высокие значения массы тела, реже крайне низкие.
Недостатки: имеется определенная сложность в пользовании объемными
таблицами (трудности в массовых исследованиях), учет взаимосвязи
показателей не вполне очевиден.
Приложение 30.4. Метод шкал регрессии.
Сущность метода - в отличие от предыдущих дает возможность оценить
развитие одного признака (масса тела, окружность груди), в зависимости от
другого (длина тела), который принимается за основу оценки физического
развития (рис. 3). Для каждой возрастно-половой группы построена отдельная
таблица, учитывающая связь отдельных признаков. Процесс оценки
физического развития заключается в сравнении фактических данных
индивидуума и табличных (нормативных) значений. В соответствующей по
полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по
горизонтальной строке - соответствующий данному росту диапазон «нормы»
массы тела. Фрагменты оценочных таблиц для детей 12 лет даны в таблице 2.
115