Приложение 30. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИНДИВИДУУМА
Оценка физического развития детей и подростков базируется на методах
статистического анализа, которые могут быть использованы для разработки
стандартов. В частности: метод сигмальных отклонений, метод центильных
шкал, метод шкал регрессии.
Приложение 30.1. Метод индексов.
Используется для оценки массо-ростовых соотношений.
Сущность метода состоит в изучении соотношений (проведении расчетов по
известным формулам) различных продольных и (или) поперечных размеров
тела, чаще всего длины, массы тела, окружности груди.
Все индексы физического развития подразделяются на простые и сложные (3
и более параметров). Всего было предложено более 50 индексов. В частности,
индекс Кетле (ИМТ) рассчитывается по формуле: I =Р / L , где L - длина тела
(м), P - масса тела, (кг). Индекс Кетле в настоящее время «переживает свое
второе рождение» под именем BMI (bodi mass index). У взрослых его
нормальные значения представлены диапазоном 24-27. Для детей ИМТ
информативен при условии наличия таблиц его нормативных значений в узком
возрастно-половом диапазоне. Так, для девочек 12 лет нормальные значения
ИМТ составляют 16,7-20,4. Применяются также индексы Брока (I = Р - (L -
100)), Рорера (I = Р / L3), Ливии (I = 3^(Р / L3')),Пинье (I = L - (Р + T)) (T -
окружность груди).
Достоинства метода: простота, доступность для понимания, возможность
использования в масштабных популяционных исследованиях.
Недостатки: не учитывают анатомо-физиологических особенностей организма
(пола и возраста), закономерности изменчивости и роста различных частей
тела, корреляции между признаками, обычно отсутствуют границы нормы,
необходимы расчеты в практике использования.
Приложение 30.2. Метод сигмальных отклонений.
Сущность метода - в сравнении индивидуальных показателей со средними
(стандартами) для возрастно-половой группы значениями каждого из
показателей морфофункционального состояния (рост, масса тела и др.).
Стандарты рассчитаны для каждого из основных показателей физического
развития (длина, масса тела, окружность груди, функциональные показатели), а
в качестве нормирующего показателя было выбрано среднее квадратическое
отклонение или сигма
д2.
2Хотя в настоящее время принят термин «стандартное отклонение», при оценке
физического развития по-прежнему используются сигмальные отклонения.
112