93
Ш у Иоанна - орёл (он автор Откровения, проникнувший в бездны предвечного
Бытия),
Ш у Матфея - ангел или человек (он занимался генеалогией Мессии, его
человеческим происхождением).
Символичны образы святых, апостолов, ангелов. Например, Георгий - символ победы
над злом, олицетворение идеала красоты, чистоты и совершенства.
Апостол Петр
, изображавшийся с ключами, символизировал таинства церкви, через
которые человек входил в Царство Небесное. Ангелы изображались в виде красивых юношей в
знак их духовной красоты. Серафимы - как шестикрылые ангелы с человеческим лицом,
исполненные огнём Божества - сами горя любовью к Богу, они воспламеняли огонь любви в
сердцах других, очищая душу
Бога было принято изображать
в том виде, в каком Он являлся святым людям:
Пресвятая Троица в виде трёх ангелов - Аврааму, Бог Отец в виде старца - некоторым пророкам,
Бог Дух Святой в виде голубя - во время крещения Иисуса в Иордане Иоанном Крестителем, и в
виде огненных языков - так сошёл на апостолов в 50-й день после воскресения Иисус Христос.
8.
Для иконы характерен особый колорит, который не только служил средс
выражения творческой индивидуальности иконописца, но и имел определённые значения.
Во-первых, изобразительное значение -
цвет был опознавательным знаком
христианского образа
: Георгий Победоносец изображался в ярко-красном плаще, Апостол Павел
- в малиновых одеждах и т.д.
Во-вторых, краски имели глубокий
мировоззренческий смысл,
могли придать
одному и тому же сюжету различную идейную и эмоциональную направленность. Так, тёмные,
мрачные краски подчёркивали мотивы скорби, а прозрачная голубизна - покоя.
Древнее искусство поражает богатством красочной гаммы, обилием тонов и
полутонов. Каждый оттенок имел свой особый смысл или несколько значений.
Например,
красный цвет
на иконах мучеников мог символизировать жертвование
собой ради Христа, а на других иконах - это цвет царского достоинства или крови Христа, его
страданий и смерти, или жизни, или Божественного огня, любви.
Белый
- цвет чистоты,
невинности, отрешённости от мирского, Славы Христа, Самого Бога (белый сочетает в себе все
цвета радуги, так же как Бог в Себе заключает весь мир).
Синий
- символ неба,
тёмно-синий
-
звёздной ночи,
голубой
- неба и Вечности, гармонии;
нежно-розовый
- душевной утончённости,
вишнёвый
- знак Христа,
пурпур
- Вечности и славы Христа, Возрождения, царствования;
зелёный
- юности и цветения, надежды, духовного пробуждения;
чёрный
- знак сокровенных
Божественных тайн, а также смерти, ада.
Но самый значительный, самый главный цвет в иконе -
золо
т
о
- символ радости и
блаженства, Божественной энергии, царственного достоинства, нравственного величия, вечности.
Золотой фон подчёркивал ирреальность изображённого, золотой нимб - принадлежность к миру
святых. Золотой божественный свет (ассист) тонкими лучами исходил от Бога, озаряя всё кругом
в Горнем мире. Цвет нёс с собой одновременно и свет, но сочетание цвета-света у разных
мастеров отличалось. Светоносны яркие, чистые, звонкие краски новгородских икон, в которых
сильно выражено декоративное начало. А псковские иконы глухих, землистых, зелёных тонов