Стр. 89 - 2

Упрощенная HTML-версия

89
сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь
48
преображения»
48
. При этом смотрящему на икону должен быть виден и понятен высший смысл
показанного на ней.
Глубочайшее духовное содержание иконы требовало особого построения образа,
своих особых художественных средств (форма, линия, цвет), своего «стиля»
49
. Совокупность
строго установленных способов изображения на иконах, а также их описание и изучение
называется иконографией.
Иконография,
как и все другие виды церковного искусства, принадлежит к
художественному стилю, определяемому рядом исследователей как
мистический реализм
(существует также термин «евангельский реализм»). Это такой стиль, который выражает
духовный Божественный мир с помощью материальных символов земного мира. За реальным
образом он видит сверхреальность, сверхчувственный мир. Иначе говоря, он подразумевает
реальное признание двух взаимосвязанных порядков бытия - материального, земного и
50
мистического, духовного .
Изобразительный язык иконописи имел свои
стилистические особенности
,
отражённые в иконографическом каноне
51
,
1.
Изображение на иконах подчёркнуто условно. Изображался не столько пре
сколько
идея предмета.
Сад в иконе мог быть представлен двумя кустиками, земля - «иконными
горками» и т.д. Множественность фигуры или предмета могла выражаться повторением одной
характерной детали на заднем плане. Так, город передавался изображением храма, за которым
представлено много маковок церквей.
Фигуры святых имели
искажённые пропорции
, как правило,
удлинённое тело, что
означало преображённую плоть,
обитающую в Горнем (то есть небесном) мире, плоть,
подчинённую Духу. Красоту «греховной плоти» (телесную) икона отрицала. Образы небожителей
аскетичны, похожи на тени, они должны подчёркивать их «духовный», неземной характер.
Доминантой фигуры была голова, точнее - лик как средоточие духовной выразительности.
Художник, стремясь выявить душу, изображал на удлинённом лице пристально устремлённые на
зрителя, преувеличенно большие глаза, в которых светилась бесконечность и духовность. Тонкая
линия носа и тонкие бесплотные губы подчёркивали строгость и целомудрие, а также
акцентировали внимание на глазах, не затеняя их своей телесностью. Высокий лоб, подавлявший
своей величиной все остальные части лица, свидетельствовал об иерархическом положении
святого: чем значительнее персона, тем выше лоб.
Аскетизм телесный сочетался с аскетизмом эмоциональным.
Измождённые лики
святых лишены страстности, чувственности. Но в то же время они учили новому отношению к
жизни: смирение плоти необходимо для одухотворения человеческого облика.
48Русские иконы. /Автор-составитель Н.Будур. М., 2002. С.31.
49 Стиль - это исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приёмов художественной
выразительности, обусловленная единством идейного, общественно-исторического содержания (БСЭ).
50 См.: Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998. С.23-24.
51 Православный иконописный канон был выработан VII Вселенским Собором в г.Никее в 717 году.