Стр. 81 - 2

Упрощенная HTML-версия

81
русского человека XV в., изложившего увиденное и пережитое простым безыскусным языком.
Важным мероприятием в культурной жизни
XVI в.
было составление большого
сборника религиозной литературы
(житий, поучений, памятников церковного права, повестей и
сказаний), осуществленного под руководством
митрополита Макария.
Сборник был назван
Великие Четьи-Минеи.
В нём произведения были распределены по дням, в которые их
рекомендовалось читать. Великие Четьи-Минеи призваны были стать сборником всей «чтомой»
(читаемой) на Руси литературы. Он состоял из 12 книг (по числу месяцев), каждая из которых
содержала 1500-2000 страниц текста. Это был поистине колоссальный труд, включивший в себя
более двух тысяч произведений оригинальной и переводной литературы.
Не меньшим размахом отличалось летописное дело. Самым обширным сводом XVI в.
является
Никоновская летопись.
В ней были объединены большое число местных летописей,
повестей и сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании
текста Никоновской летописи был составлен грандиозный
Лицевой свод,
состоявший из 10 томов.
Он содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован (16 тыс.
миниатюр). На рубеже XV-XVI вв. составляется новый
свод всемирной истории
-
Русский
хронограф.
Важно, что помимо летописей в XVI веке появляются
исторические сочинения других
видов
. Это, прежде всего,
Степенная книга
, в которой история русского государства изложена не
по годам, как в летописях, а по поколениям (т. е. по «степеням», всего их было 17) правящей
династии, начиная с Владимира I и до Ивана Грозного. В создании Степенной книги нашла свое
наивысшее выражение характерная черта литературы XVI в. - интерес к биографиям исторических
личностей. Важным историческим источником является
«Казанская история»,
посвященная
завоеванию Иваном Грозным Казанского ханства.
Своеобразный памятник средневековой русской литературы для широкого читателя -
«Домострой»
(по сути, «Домоводство»), составленный в середине XVI века сподвижником Ивана
Грозного попом
Сильвестром.
В «Домострое» читатель мог найти всякого рода
советы как
«душеполезного», так и практического содержания.
В нем определялись как обязанности
человека по отношению к церкви и государю, так и нормы построения семейного быта и ведения
домашнего хозяйства.
Событием огромной важности было
возникновение книгопечатания на Руси.
Первая
типография появилась в Москве в
1553 г.
Ее называют анонимной, т. к. на изданиях, выпущенных
этой типографией, не указано ни имя печатника, ни место, ни время печати. Первую точно
датированную русскую печатную книгу
«Апостол»
выпустили в 1564 г.
Иван Федоров
и его
соратник
Петр Мстиславец.
Продукция типографии отличалась большим художественным
совершенством. Под давлением реакционных религиозных кругов, из-за обвинений в ереси русские
печатники вынуждены были перебраться в Великое княжество Литовское. В Львове они печатают
первый русский букварь
с грамматикой. Продолжает развиваться книгопечатанье и в России.
Однако печатная книга еще очень долгое время существовала параллельно с книгой рукописной.
Печаталась, в основном, богослужебная литература, а летописи, повести и сказания продолжали
переписываться от руки.
В литературе
XVII столетие - время отмирания многих незыблемых традиций
.
Наиболее выразительное новшество:
проникновение в литературу заведомого вымысла
.
Классическая древнерусская литература предыдущих столетий его не знала. В ней действовали
исторические личности - митрополиты, князья, бояре, и, следовательно, любой сознательный
вымысел был невозможен, ибо в историческом повествовании он означал бы ложь. Книжное
письмо считалось слишком серьезным и священным, чтобы заниматься развлекательными
выдумками, для этого существовали устные «побпобасенки». Теперь же сфера литературного
творчества расширяется, во многом
за счет фольклора.
Появляются произведения, герой которых -