70
начального периода вторжения). Причины этого кроются в язычестве монголов, ибо язычники
считают все веры одинаково истинными религиями, к тому же монголы были народом крайне
суеверным и считали своих шаманов людьми, наделенными сверхъестественными свойствами.
Аналогичным образом они взирали и на служителей других вер.
Подъём культуры на рубеже XIV-XV веков,
совпавший с ростом национального
самосознания, был настолько заметным, что отдельные исследователи сопоставляют его с
западноевропейским Возрождением или его элементами. Д.С. Лихачёв определяет данный подъём
как
Предвозрождение, так и не ставшее Возрождением в силу социальных причин.
Игумен
Экономцев называет этот подъём восточным Возрождением, оплодотворённым учением исихазма38.
Исихазм - это христианское, этико-аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через
очищение сердца слезами и духовную сосредоточенность. Исихазм включает целую систему
психофизического контроля, имеющего сходство с йогой. Учение исихазма пришло из Византии и
глубоко вошло в русскую культурную традицию.
Россия сбросила монголо-татарское иго, но ценой культурных потерь.
Были
ликвидированы прежние городские вольности, в том числе городское вече. Правда, оно в отличие от
западноевропейского опиралось не на силу закона, а на вечевые традиции. Многие деспотические
приёмы управления Московские правители позаимствовали у ханов Золотой орды. Постепенно всё
больше ограничивалась свобода всех слоёв населения, складывалась система крепостного права.
Не успев достаточно укрепиться, Россия оказалась единственным в мире православным
государством. Византия и южнославянские земли были захвачены Турцией.
России пришлось
стать третьим Римом.
Концепция «Москвы - Третьего Рима», сформулированная игуменом
псковского монастыря Филофеем, переносила мировое значение Византии на Русь. Москва остается
последним православным царством, должна в качестве опоры чистоты веры противостоять
остальному миру.
В начале XVII века
на почве событий Смутного времени и военных поражений у
русских людей появилось
чувство неудовлетворённости, которое оценивалось передовыми
людьми как отсталость.
Активизировались контакты России с западноевропейскими странами.
Появилось множество новых веяний. В обществе заметно падает влияние религии и церкви, в
культуре усиливаются светские элементы, что получило название
обмирщения культуры.
Предметом оживлённых дискуссий стали вопросы просвещения и образования. В Москву приехало
немало просвещённых людей из Украины и Белоруссии, бежавших в Россию от польского гнёта. Они
переводили иностранные книги и обучали русских латинскому и польскому языкам. Часть
духовенства предлагала использовать знания этих людей для распространения просвещения, а
другая часть была категорически против, опасаясь влияния ненавистного «латинства». Фактически
значение спора в том, как относится к европейской культуре: приобщатся к ней или отвергнуть,
оберегая свои традиции.
Видный правительственный деятель того времени Фёдор Михайлович Ртищев пригласил
из Киева около 30 учёных монахов, чтобы организовать школу, в которой сам и обучался. Затем
были устроены другие школы. Впоследствии это послужило основой для создания в 1687 году
38 Учебный курс по культурологии/Драч Г.В. Ростов-н/Д.,1997. С.328.