103
Богоматерь.
7.
Богоматерь Млекопитательница
- ещё одна разновидность Умиления,
изображалась Мария, кормящая грудью младенца Иисуса. Мистический аспект образа: так же как
Мать вскармливает Сына, Она питает и наши души; так же и Бог кормит нас «чистым словесным
молоком» Слова Божьего.
Были написаны и
другие варианты «Умиления»
, как например, образ скорбящей
Матери, где Богородица стояла одна со склонённой головой и молитвенно сложенными руками у
подбородка, или икона «Не рыдай Мене Мати» (Богородица и Христос, стоявший во гробе), где
Мать оплакивала смерть Сына.
Некоторые иконы не имели глубокого богословского наполнения, а иллюстрируют
тот или иной эпитет, которым величали Марию, её прославление: Царица Небесная, Неопалимая
Купина, Богоматерь - живописный источник, Гора нерукосечная, Нечаянная радость, Умягчение
злых сердец и проч. Всего известно более 700 образов Божьей Матери.
ИКОНОСТАС
Концентрацией многожанровой и разнотиповой иконографии в русском
христианском храме был иконостас - важный элемент национальной церковной традиции.
Древняя Русь восприняла от Византии одноярусную невысокую алтарную преграду в
форме деисуса и развила её в многоярусную алтарную стену.
Зародился иконостас в конце XIII
—середине XIV вв.
К началу XV в. в нём было три ряда, а к концу столетия - четыре, и
окончательно
сформировалась структура в XVI в
. В классическом иконостасе иконы
располагаются в
пять рядов (чинов),
тесно примыкая друг к другу.
1.
Местный ряд
- нижний. В центре его помещаются Царские врата, через которые
исходит Царь Славы Иисус Христос в Святых Дарах для преподания причастия людям. Справа от
Царских врат - икона Спасителя и за ним - образ святого или священного события, во имя
которого освящён храм. Слева - образ Богоматери, затем - наиболее чтимые иконы. Этим
показывается, что вход в Царство Небесное открывается Господом Иисусом Христом и его
Пречистой Матерью - Ходатаицей человеческого спасения.
Над Царскими вратами - непременная «Тайная вечеря». Это начало и основание
Церкви с её главным таинством - Причащением плоти и крови Христовой. Икона указывает на то,
что за Царскими вратами в алтаре происходит то же, что происходило на той исторической
встрече апостолов с Иисусом.
2.
Деисусный ряд
раскрывает главную тему иконостаса - идею заступничества всей
Церкви за род человеческий. В центре - образ Спаса в Силах, Христа-Судии, грядущего судить
живых и мёртвых. К нему склоняются в вечной молитве о прощении грехов людских Богоматерь
(по правую руку) и Иоанн Предтеча (слева), последний пророк Ветхого завета и первый - Нового
завета (он олицетворяет переход к христианству). Вместе с ними возносят молитвы архангелы,
апостолы, мученики, святители.
3.
Праздничный ряд
- это иллюстрация к Евангелиям, преданиям, важнейшим