77
Характер
- индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей
личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
• к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
• к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость
или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или
правдивость и т.п.);
• к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость,
инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность
или безответственность, организованность и т. п.);
• к собственности (щедрость - жадность, бережливость-расточительность,
аккуратность - неряшливость и т.д.).
8. Психическое развитие личности
Возраст (в психологии
) - категория, служащая для обозначения временных характеристик
индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, в психологии возраст
обозначает определенную, качественно новую ступень онтогенетического развития.
Психологический возраст опосредуется социальными и биологическими факторами.
Возрастные кризисы развития -
переломные точки на кривой детского развития,
отделяющие один возраст от другого.
Зона ближайшего развития -
это расстояние между уровнем актуального развития ребенка
и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под
руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет
функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые
можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития".
Развитие
- есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем
возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека,
подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде
на более ранних ступенях.
Обучение
- есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка
не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно
развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни,
пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для
ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с
товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием
самого ребенка.
Условия развития -
согласно естественно-научной парадигме, -
наследственность и среда.
Условия развития в культурно-исторической парадигме -
морфологические особенности
мозга и общение.
Условия развития позднее были более подробно описаны А.Н. Леонтьевым.
В соответствии с его теорией, эти условия должны быть приведены в движение
деятельностью субъекта.
Эго-идентичность —
Э. Эриксон выделяет следующие аспекты идентичности :
1.
Индивидуальность
— сознательное ощущение собственной уникальности и собственного
отдельного существования.
2.
Тождественность и целостность
— ощущение внутренней тождественности,
непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем;
ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.
3.
Единство и синтез
— ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и
детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.
4.
Социальная солидарность
— ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и