25
совсем
европейский
.
Посоветуйте
:
как
выхлопотать
субсидию
в
3–4
тысячи
рублей
в
год
?
Если
бы
для
этого
понадобилось
на
-
зваться
издателем
,
я
–
то
назвался
бы
и
потом
неделю
простоял
бы
перед
домом
Витте
босиком
,
с
непокрытой
головой
и
со
све
-
чой
в
руке
...».
Ему
же
в
письме
от
16/
Х
II 1897
г
.: «
Хирургия
»
спасена
!
Деньгинайдены
...
Я
очень
радипоюБогу
хвалу
...».
III
Каковже был
врачебныйпрофильЧехова
?
Он
был
идеальным
участковым
земским
врачом
,
прекрасно
сочетая
в
своём
лице
врача
-
лечебника
и
врача
-
профилактика
–
организатора
здравоохранения
.
Однако
по
своему
медицинскому
мировоззрению
он
был
ближе
к медицине
профилактической
.
Он
был
убеждён
,
что
нужно
не
столько
лечить
болезни
и
отдельных
больных
,
сколько
стремиться
к
такому
коренному
переустройст
-
ву
жизни
,
когда
самое
возникновение
болезни
стало
бы
невоз
-
можным
.
Размышление
доктораКоролёва на
территориифабрики
в рассказе
«
Случайиз практики
»–
этомысли
самогоЧехова
.
Глядя
на
корпуса
и
на
бараки
,
где
спали
рабочие
,
он
опять
думал
о
том
,
о
чём
думал
всегда
,
когда
видел
фабрики
.
Пусть
спектакли
для
рабочих
,
волшебные
фонари
,
фабричные
доктора
,
разные
улучшения
,
но
всё же
рабочие
,
которых
он
встретил
сего
-
дня
по
дороге
со
станции
,
ничем
не
отличаются
по
виду
от
тех
рабочих
,
которых
он
видел
давно
в
детстве
,
когда
ещё
не
было
фабричных
спектаклей
и
улучшений
.
Он
,
как
медик
,
правильно
судивший
о
хронических
страданиях
,
коренная
причина
которых
была
непонятна
и
неизлечима
,
и
на фабрики
смотрел
как
на
недо
-
разумение
,
причина
которого
была
тоже
не
ясна
и
не
устранима
,
и
все
улучшения
в
жизни
фабричных
он
не
считал
лишними
,
но
приравнивалих
к
лечениюнеизлечимыхболезней
...
«...
Тут
недоразумение
,
конечно
,
думал
он
,
глядя
на
багровые
окна
.
Тысячи
полторы
–
две
фабричных
работают
без
отдыха
,
в
нездоровой
обстановке
,
делая
плохой
ситец
,
живут
впроголодь
и
только
изредка
,
в
кабаке
,
отрезвляются
от
этого
кошмара
;
сотня
людей
надзирает
за
работой
и
всяжизнь
этой
сотни
уходит
на
за
-
писывание штрафов
,
на
брань
,
несправедливости
и
только
двое
–