Стр. 7 - 2

Упрощенная HTML-версия

1.2. Развитие теоретических основ управления
Теория и практика менеджмента сформировались в результате
длительного развития. Элементы сегодняшнего менеджмента складывались в
течение тысячелетий мировой истории. Там, где хотя бы два человека
объединялись для достижения общей цели, возникала задача координации их
совместных действий. Решение этой задачи брал на себя один из них, он
становился управляющим (руководителем), а другой — его подчиненным
(управляемым).
Впервые проблему управления взялись решить древние египтяне. Около
6 тыс. лет назад они признали необходимость целенаправленной организации
деятельности людей, ее планирования и контроля за результатами, а также
поставили вопрос о децентрализации управления.
В 400 г. Сократ сформулировал принцип универсальности менеджмента,
а Ксенофонт выразил признание менеджмента как особого вида искусства. В
1100 г. М. Газали сформулировал требования к менеджеру, в 1835 г. А.
Маршал и Логман признали его относительную значимость. В 1881 г. Д.
Вартон разработал курс предпринимательского менеджмента.
Исходным пунктом зарождения управления как науки считают собрание
Американского общества инженеров-механиков в 1886 г., на котором с
докладом «Инженер в роли экономиста» выступил президент одной из
компаний Г. Таун.
В своем докладе он назвал управление трудовыми ресурсами
практическим искусством, подобным техническому конструированию.
В становлении науки менеджмента можно выделить 4 этапа, каждый из
которых отличается научной школой с соответствующей теорией (табл. 1.1).
Теоретические взгляды этих школ широко используются и в современных
условиях.