Стр. 432 - 2

Упрощенная HTML-версия

8.5. Источники фармацевтической информации.
Для принятия эффективных маркетинговых решений необходима объективная,
актуальная, оперативная и конкретная информация, для этих целей
создаются маркетинговые информационные системы (МИС).
Маркетинговые информационные системы —
это системы взаимосвязей
людей, оборудования и методических приемов, предназначенных для
сбора, анализа и распространения информации с целью принятия
эффективных маркетинговых решений.
МИС в области лекарственного обеспечения разрабатываются и
используются специалистами здравоохранения, фармацевтических
организаций и медицинской промышленности для повышения
эффективности и безопасности лечения, совершенствования способов
обеспечения населения качественными и доступными лекарствами.
МИС обеспечивают фармацевтическую организацию всей необходимой
информацией, способствуют росту объемов реализуемой продукции,
увеличению доли фирмы на рынке сбыта, а следовательно, и повышению ее
рентабельности.
В состав МИС включаются четыре обязательных подсистемы.
• Подсистема технического и программного обеспечения объединяет набор
технических средств (IBM — совместимые персональные компьютеры,
принтеры, сканеры, модемы и др.), а также системное (DOS, Windows) и
прикладное (Norton Commander, Microsoft Word, Microsoft Exel, Clipper)
программное обеспечение. Это средства, с помощью которых
осуществляются сбор, хранение, обработка и передача информации.
• Подсистема лингвистического обеспечения представляет логико-
семантический аппарат МИС, важнейшей составляющей которого
является информационно-поисковый язык (ИПЯ). ИПЯ — специально
созданный искусственный язык, предназначенный для создания,
корректировки, удаления или группировки информации в файлы
(внутрисистемный язык), а также для обеспечения доступа пользователя к
информационным
ресурсам
МИС
(внешний
язык:
словари
фиксированной
лексики,
тезаурусы,
терминологические
классификаторы).
• Подсистема организационного обеспечения объединяет персонал и
пользователей информационной системы, обладающих определенными
знаниями и умениями, без которых невозможно эффективное применение
МИС.
• Подсистема информационного обеспечения (информационно-поисковый
массив) — совокупность информационных документов (файлов), среди
которых
осуществляется
поиск
необходимой
информации
(информационный поиск).
Информационный поиск
— совокупность логических и технических
операций по выявлению документов, отвечающих запросу потребителя.
Документы, отвечающие запросу потребителя, называются релевантными.
Релевантные документы, т.е. источники информации, удовлетворяющие
потребности пользователя, могут быть представлены в традиционном виде на
бумажных носителях (книги: «Государственный реестр лекарственных
средств», «Регистр лекарственных средств России» и т.д.) и в виде
электронных информационных ресурсов (компьютерная версия
«Государственного реестра лекарственных средств» — «Клифар»,
сертифицированная Минздравом РФ компьютерная версия Регистра
лекарственных средств России — «РЛС — ПК» и т.д.).
Последние достижения в области компьютерных разработок позволяют
быстрыми темпами внедрять и расширять применение в фармации
информационных технологий. К числу таких систем относятся, например,
автоматизированная конъюнктурно-справочная система «Эксперт»,
предназначенная для информационно-аналитического обеспечения
участников отечественного фармацевтического рынка; комплексные
автоматизированные системы, объединяющие на основе штрихового
кодирования функции управления фармацевтической организацией и
осуществления бухгалтерского учета.