- 18 -
б) Какова вероятность рождения детей, неустойчивых к малярии, в семье, где оба
родителя устойчивы к этому паразиту?
VI. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Выяснение степени усвоения материала по теме занятия проводится по тестам, путем
проверки решения задач и оценкой ответов на вопросы выводов по текущей теме.
Вопросы выводов:
чем обусловлено уменьшение числа различных фенотипов при взаимодействии
генов во втором (F
2
) поколении против обычного соотношения по законам
Менделя?
каким путем возникают разные аллели одного и того же гена?
какова роль доминантного резус-фактора (Rh
+
) при гибели плода в случае брака
между резус (+) отцом и резус (–) матерью?
какое расщепление возникает при скрещивании двух гетерозигот по доминантной
мутации с рецессивным летальным действием?
Занятие 3
Тема: СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ.
НАСЛЕДОВАНИЕ ПОЛА И ПРИЗНАКОВ, СЦЕПЛЕННЫХ С ПОЛОМ
Данная тема основывается на знании механизмов мейоза и гаметогенеза. Изучение
организации генома важно для понимания закономерностей перераспределения
наследственных задатков родителей в потомстве при половом размножении. Генотипическое
определение пола позволяет врачу определить характер наследования признаков,
сцепленных с половыми хромосомами. Знание расстояния между патологическими генами
используется при составлении карт хромосом, а определение типа наследования – при
медико-генетическом консультировании.
П. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
уметь использовать знания основных положений хромосомной теории
наследственности для объяснения явлений полного и неполного сцепления;
уметь обосновать методику составления генетических карт хромосом с помощью
явления кроссинговера (на примере дрозофилы);
знать закономерности половой детерминации у беспозвоночных и позвоночных
животных;
уметь определять характер наследования признаков, сцепленных с Х- и Y-
хромосомами;
уметь определять характер двойного наследования, т. е. признака, сцепленного с
аутосомой, и другого признака, сцепленного с половой хромосомой.
III. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
1. Цели самоподготовки:
уметь использовать имеющиеся знания по механизмам нарушения мейоза и
биологии пола для заполнения таблиц 1, 2 и 3;
уметь использовать имеющиеся знания для определения характера наследования
признаков, сцепленных с полом.