обнаружилось, что ни один из существовавших жанров не был способен выразить новое религиозное
мировоззрение и идеи феодальной власти.
Как известно, попытка князя Владимира создать единую религиозную систему, сохранив
старые языческие верования, не увенчалась успехом. Русь, став государством, нуждалась в другой
религии, и она ее получила в 988 г. После официального принятия христианства язычество
продолжало существовать во всех слоях русского общества, особенно проявив себя во второй
половине ХП-ХШ вв. в связи с выделением княжеств. Главным предметом почитания стал
солнечный бог света Дажьбог. Появилась новая небесная символика в виде композиции «вознесение
Александра Македонского на небо», отражавшая культ Дажьбога. Сохранившиеся языческие обряды
семейных и родовых праздников, причудливо переплетаясь с новыми христианскими культами. В
обновлении язычества и увлечении стариной современные ученые усматривают стремление народа
освободиться от греческой догматики и найти свои национальные религиозные воззрения и обряды.
На Руси создалось своеобразное двоеверие, при котором два мировосприятия и мироощущения
переплетались, взаимно дополняя друг друга.
За многие века славянское и русское язычество прошло сложный путь, создав самобытную
народную культуру, в которой еще многое не понято, но изучение ее продолжается. И, если видный
исследователь древности Е.В.Аничков в начале нашего столетия писал об убожестве язычества на
Руси и ее богов, грубости его культа и нравов, то через 70 лет известный историк академик
Б.А.Рыбаков дал достаточно высокую оценку русской языческой культуры как значительно
развитой, со своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами и со своим языческим
летописанием 912-980 гг.
Основная литература.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П., История русской культуры. – М, 2002. – Ч.1. – Раздел 2.
Викторов В.В. Культурология. – М., 2007. – Гл. 7.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997. – Гл. 4.
Дополнительная литература
Гобарев В.М. Русь до рождества Христова. – М., 1996.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила – СПб, 1994.
Мифы древних славян. Велисова книга.- Саратов, 1993.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.
Русские народные сказки. Любое издание.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.- М., 1988. – Ч. 2, 3.
Ягодинская Л.А. Вопросы культуры Древней Руси. – Омск, 2006. – Тема 1.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] От греческого слова Theos – Бог.
[2]Цит. по:Берёзовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры:Учеб. для студ. высш.
учеб. заведений. М.,2002. С.46.
[3] См.Рыбаков Б.А. Указ.соч.- С. 540-547.
[4] Гальковский H. М. Боpьба хpистианства с остатками язычества в дpевней Рyси. Т. I.
Хаpьков, 1916. С. 68 - 71.
[5] См.: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.
Забылиным.- М., 1992.- С. 353-371.
[6] Цит. по: Юдин А.В. Указ.соч. С.165.
[7] Федотов Н.П., Мендрина Г.И. Очерки по истории медицины и здравоохранения Сибири.
Томск, 1975. С.69.