Стр. 210 - 2

Упрощенная HTML-версия

глубоко и разносторонне отразил в искусстве могучий образ русского народа. Глинка считал, что
«создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем».
Стиль композитора сложился, под непосредственным влиянием идей реализма. Вместе с тем
его музыка, так же как творчество многих мастеров первой половины XIX в., несет отпечаток
классицизма с его стройностью и логичностью и раннего русского романтизма с егопоэтичностью и
возвышенностью. «Жизнь за царя» является первой русской оперой без раз­говорных диалогов:
трагическая коллизия передана в ней чис­то музыкальными средствами. Охват крестьянской жизни в
опере весьма широк. Глинка раскрывает глубокий мир чувств простых людей, наделяя их
индивидуальным музыкальными характеристиками народно-песенного склада. В образе Сусанина
подчеркнуты простота и чувство собственного до­стоинства.
Симфоническое творчество Глинки также полно гениаль­ных находок. В бессмертной
«Камаринской» он добился вы­сокого симфонического обобщения двух русских народных песен. В
«Блестящем каприччи на тему Арагонской хоты» и «Воспоминаниях о летней ночи в Мадриде»
воплотил идею программного одночастного симфонического сочинения на основе зажигательного
испанского фольклора. В «Вальсе-фантазии» открыл дорогу симфонизации танца, балетным образам
Чайковского и других русских музыкантов. В романсах показал лирическое богат­ство и
неисчерпаемые возможности союза русской лиричес­кой поэзии и музыки.
Развитие национальной темы в музыке продолжил младший современник Глинки Александр
Сергеевич Даргомыжский (1813-1869). Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых
выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального образа служило
для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера
«Русалка», в основу которой был положен пушкинский сюжет, знаменовала рождение нового жанра
- народно-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики:
песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник».
Существенный вклад в развитие в русской музыкальной культуры внесли современники
Глинки А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев, известные сегодня, в основном, как авторы
романсов.
Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа.
Музыкальное искусство решало задачи, связанные с развитием национального музыкального языка и
освоением новых жанров. Последовательная попытка модернизации русского обще­ства принесла
прекрасные плоды в сфере музыкального об­разования. Накануне реформ в Петербурге и Москве
было создано Русское музыкальное общество – первая крупная концертная организация, которую
материально поддержи­вала императорская фамилия. На основе музыкальных классов РМО
родились первые русские консерватории в Петербурге (1862, основатель и директор АХ.
Рубинштейн) и в Москве (1866, основатель и директор Н.Г. Рубинштейн).
Музыкальное искусство этих лет удивительно разнооб­разно по жанрам. Подлинных высот
своего развития дости­гает оперное творчество, охватившее сюжеты русской исто­рии, культуры,
быта, психологию национального характе­ра. Рождается многочастная симфония, инструментальный
концерт — эти жанры ранее не встречались в отечественном искусстве. По-прежнему почетное
место занимает романс, в котором существенно углубляется лирико-психологическое содержание.
В конце 50 - начале 60-х гг. XIX в. сложилось творческое содружество русских композиторов
«Могучая кучка», известное также под названиями «Новая русская музыкальная школа»,
Балакиревский кружок. В состав «Могучей кучки» входили М. А. Балакирев (глава и руководитель),
А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корсаков, а некоторое время также H.
H. Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н. В. Щербачёв. Творческая программа и эстетика «Могучей
кучки» сложились под влиянием демократической идеологии 60-х гг., в особенности взглядов
художественного критика В. В. Стасова, который дал кружку само наименование «Могучая кучка».
Будучи наследниками и продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского,
композиторы «Могучей кучки» искали вместе с тем новые формы для воплощения тем и образов из
отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к насущным передовым
запросам жизни. Образы народного быта, сказки и эпоса занимают большое место и в
симфонических произведениях, носящих большей частью программный характер, и в камерном
вокальном творчестве композиторов «Могучей кучки». Члены Содружества высоко ценили
народную песню, которая была одной из важнейших основ музыкального языка их сочинений.
«Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать в середине 70-х гг., но её идеи и