народных училищах», согласно которому в России расширялась сеть начальных учебных заведений,
которые делились на три вида:
1)земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений,
2)церковные школы,
3)народные училища Министерства народного просвещения.
Тогда же был введен новый устав средних учебных заведений, которые отныне разделялись на
два типа:
1.Классические гимназии – в них основной упор делался на изучение предметов гуманитарного
цикла и прежде всего «классических» языков (древнегреческого и латыни). В гимназиях в основном
учились дети дворян и чиновников.
2.Реальные училища, программа которых отличалась от гимназической большим вниманием к
естественнонаучным предметам: математике, физике, химии. В реальные училища предпочитали
отдавать своих детей представители буржуазии.
Выпускники гимназий могли без экзаменов поступать в университеты. Реальные училища
готовили к поступлению в технические высшие учебные заведения.
В 1896 г. к названным типам учебных заведений добавились коммерческие училища, открытые
по инициативе представителей крупной буржуазии. Большие успехи были сделаны в сфере женского
образования. Во II пол. XIX века во многих уездных городах появляются женские прогимназии и
гимназии.
К началу 60-х годов в стране было уже семь университетов: в Москве, Санкт-Петербурге,
Дерпте (Тарту), Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты университеты в
Одессе, Варшаве, Томске. Перед самой революцией университет был открыт в Перми. В 1863 г.
вступил в действие новый университетский устав, расширивший права университетов по
самоуправлению. Помимо классических университетов увеличилось количество высших
технических учебных заведений. Были основаны политехнические институты в Киеве, Петербурге,
Новочеркасске; технологический институт в Томске. Важным новшеством было появление высшего
женского образования. До этого в высшие учебные заведения принимали только мужчин.
Открываются высшие женские курсы. Наибольшей известностью в Москве пользовались курсы
профессора В. И. Герье, открытые 1872 г., а в Петербурге «Бестужевские курсы» (1878 г.).,
названные так по имени их официального руководителя историка профессора К. Н. Бестужева-
Рюмина.
В рамках рассматриваемого вопроса нельзя не сказать о родоначальнике научной педагогики в
России, Константине Дмитриевиче Ушинском (1824-1871). Сторонник демократизации народного
образования, он утвердил в качестве основы своей педагогической системы идею воспитывающего
обучения. Перу Ушинского принадлежат труды по педагогике и учебники для школ, выдержавшие
десятки изданий. Много сил отдал развитию педагогики Л. Н. Толстой.
Реформирование образования принесло определенные плоды. Если в начале 60-х годов уровень
грамотности составлял всего 5%, то к концу века (1897 г.), благодаря усилиям земских учителей и
просветителей из духовенства, грамотные составляли уже 21% всего населения России. При этом
жалование учителей продолжало оставаться очень маленьким. Ассигнования на народное
образование были чрезвычайно скудны. В сравнении со странами запада Россия продолжала
оставаться страной с очень низким уровнем грамотности.
НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯXIX ВЕКА
Значительных успехов добились российские ученые. Существенные достижения ознаменовали
исследования как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было
обусловлено производственными потребностями. Ведущими научными центрами оставались
Академия наук и Московский университет. Наряду с ними большую роль в науке играли недавно
образованные университеты – прежде всего Петербургский, Казанский и Дерптский. Помимо
Академии наук и университетов значительную роль в развитии русской науки играли различные
научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество, основанное в 1845,
Императорское общество истории и древностей российских, Археологическое общество,
Математическое общество и др.