портретах. Царственное сочетание красного, золотого, синего и белого в портрете Куракина не
умаляет высокомерия и лукавства образа искушённого царедворца и интригана.
В творчестве Боровиковского находят своё завершение идеи и методы портретирования,
сложившиеся в XVIII столетии: идея «естественности человека», патриотизм и представление о
разумном начале бытия. Но идеалы, выдвинутые просветительской эпохой, идеи взаимосвязи и
строгой регламентации моральных и гражданских обязательств не выдержали испытания жизнью,
как и всякая другая идеология, не учитывающая человеческих слабостей и всего разнообразия
реальной жизни. Для художников нового века интересен, прежде всего, внутренний мир персонажей,
складывающийся из контрастных психологических характеристик. Поэтому портрет понимается как
окно во внутренний мир человека, вытесняя портрет XVIII века, в котором человек представлен
через сословные и гражданские черты, роскошь костюма и обстановки, а также живописное
своеобразие своего физического облика. Отметим также, что живопись барокко, классицизма и
сентиментализма отражала не столько окружающий мир, сколько представления человека об этом
мире, об идеальном мироздании и своем месте в нем, а то и ограничивалась функцией украшения
интерьера.
К концу столетия русское искусство развивалось в русле традиционных европейских школ. В
то же время исконно русская традиция не была утрачена, а лишь трансформирована. Это отразилось
на специфике художественного языка: в построении образа, в простоте и логичности формы, в
выразительности линии, в колорите, во всегда ясной и целесообразной композиции, но главное, в
подходе к миру вообще. Так, черты, присущие рокайлю: ассиметрия, линейный ритм, тенденция к
ракурсу, прихотливость рисунка, иллюзия трёхмерности – воспринимались русским глазом как
нарушение традиционных представлений о гармонии. Создание большой внутренней напряжённости
при отсутствии внешней динамики идёт от принципа иконы с её стремлением передачи вечной сути
явлений. Русские мастера смогли соединить в своём творчестве любовь к «вещности», изысканность
декора, присущие европейскому искусству того времени с монументальностью, характерной для
русского средневековья; поэтическое восприятие, серьёзность, теплоту по отношению к модели и
напряжённую внутреннюю экспрессию. Именно данная специфика определила своеобразие русского
искусства XVIII века.
Во второй половине XVIII века всё более широкие слои населения вовлекаются в процесс
формирования национального самосознания. В сфере культуры (отчасти из-за непрестижности для
дворян некоторых видов искусств) было задействовано немало выходцев из неблагородного
сословия. Поэтому в поэзию, драматургию и живопись проникают мотивы личной, внесословной
ценности человека. Важным результатом XVIII века, начавшегося с подражания Европе, стало
появление своих, русских специалистов в различных областях культуры и создание обновленной
национальной культуры.
Основная литература.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. – М, 2002. – Ч.1. – Раздел 3.
Викторов В.В. Культурология. – М., 2007. – Гл. 8.
История русской культуры IX –XX вв./В.С.Шульгин, Л.В. Кошман и др. – М.,2003. – Раздел 2.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997. – Гл.- 6.
Дополнительная литература
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М., 1991.
Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века.- М., 1999.
Ключевский В.О. Курс русской истории – Т. 4.
Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века.- М., 1987.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – нач.
XIX века). – СПб, 1994.
Сапронов П.А. Русская культура IX – XX вв. Опыт осмысления – СПб, 2005. – Ч. 3.
--------------------------------------------------------------------------------