что символизирует служение императрицы отечеству без сна и покоя. На втором плане, над
Екатериной расположена статуя богини Правосудия (действие происходит в её храме); у ног монарха
– орёл (символ божественной власти и мудрости), восседающий на стопке книг (олицетворение
мудрости), с пальмовой ветвью в клюве (знак побед); в проёме колонн – корабль (символ морской
державы, защищенной торговли). Вместо императорской короны Екатерина увенчана гражданской
короной, украшенной лавровым венком. Знаки ордена Св. Владимира напоминают о заслугах перед
отечеством. Аллегорический язык портрета – типичное проявление классицизма. Левицкий
представил императрицу стройной и моложавой, первой гражданкой в отечестве, служительницей
законов и «общего покоя».Это произведение, однако, не было рождено придворной льстивостью.
Левицкий дал в нем характерный для классицизма идеальный образ просвещенного монарха,
Портрет был своего рода утопическим «рассуждением о государе-гражданине». О принадлежности
произведения к классическому стилю свидетельствуют, также, интенсивность света, преобладание
холодных тонов, скульптурность форм, подчёркнутая пластичность, чёткое деление на планы,
сухость и рациональность письма.
Образы Левицкого, в отличие от зыбкости и неуловимости рокотовских, всегда конкретно ясны
и осязательны, что не лишает их поэтичности. Произведения Левицкого – вершина русского
реализма XVIII века. При этом художник не опережает своё время, а идёт с ним в ногу. Условность
поз в композиции, щегольство в костюмах и аксессуарах, нарочитые движения рук, блеск
позументов, орденов и лент, правдивое изображение черт лица и выразительность взгляда – всё это
соответствует эстетическим идеалам эпохи.
В 90-х годах в русской живописи проявляются черты сентиментализма. Новое направление
несет с собой обостренный интерес к отдельной личности, а не к человеку вообще. Главное
внимание привлекает не разум, а мир чувств. Окружающее воспринимается преимущественно
эмоционально, а не аналитически. Сам духовный строй обретает особую окраску — утонченно
лирическую, интимно камерную, тронутую печатью грусти. Усиливается влечение к природе,
воображение все больше пленяет мысль о единении с нею, уединении на ее лоне. Это превращает
пейзаж в очень существенное выразительное средство портрета. В портрете сентиментализма как бы
слышатся тишина природы, шелест листьев, шорох ткани, звон гитарных струн – особый прием,
повышающий
эмоциональность
изображения,
подчеркивающий
задумчивость,
иногда
меланхоличность модели.
Для русского портрета 90-х годов вообще, и его сентименталистской ветви в частности,
характерно высветление гаммы, предпочтение холодноватым цветам. Сентименталисты несколько
больше других мастеров портрета склонны к подчеркнуто нежным цветовым сочетаниям. Черты
сентиментализма более ясно выступают в женском портрете, что определяет его особую роль в
рамках этого направления.
Создателем сентиментального портрета стал Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). Он
отказывается от нейтрального фона или дворцовой обстановки, показывая людей отдыхающими или
мечтающими среди природы, в простой шляпе, с цветком или яблоком в руке. Вместе с тем,
пейзажное окружение в его работах — это парк родового имения, а «простой» наряд – изящное
творение искусных мастериц. Тихая мечтательность его портретов означала собою открытие и
утверждение неизвестных до того в русском искусстве тонких переживаний человека.
Портрет М. И. Лопухиной - один из самых обаятельных женских образов русской живописи
XVIII века. Он чарует не только самобытной красотой модели,но и мастерством
художника.Меланхолическая поза Лопухиной, ее томный взгляд, бледные розы у левой руки, явно
придуманный художником пейзаж — поле золотой ржи с синими васильками, от которого веет
поэзией сельской жизни, — все это создает у зрителя особое настроение мечтательности и легкой
грусти. Способствуют этому и чисто живописные средства. Холодная, блеклая гамма красок,
неяркий, словно лунный, свет, легкая воздушная дымка, застилающая пейзаж, создают
своеобразнуюмузыкально-поэтическуюатмосферукартины. Образ Лопухиной кажется напоенным
тишиной и томностью, он спокоен, мечтателен и полон грусти. Горделивая небрежность и изящество
позы, своенравное выражение задумчивого лица – всё построено на сложнейших цветовых нюансах
и светотеневых градациях.