Стр. 74 - 2

Упрощенная HTML-версия

свобода других предпринимателей, которые получили возможность покупать или не
покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему сырье по
определенным ценам, диктовать свои условия сделок. При этом вполне естественно, что
предприниматели, деловые партнеры, с кем приходится вступать в хозяйственные
отношения, стремятся, прежде всего, к своей выгоде, к прибыли своей компании. А
выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент
вообще склонен вытеснять своего оппонента с рынка: таковы законы конкуренции.
Следовательно, вне зависимости от желания людей, осваивая предпринимательство,
приходится иметь дело с неопределенностью, которую нельзя установить заранее, и
повышенным риском. Задача вдумчивого, серьезного предпринимателя состоит не в том,
чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, дело без риска. При таком
подходе в рыночной экономике можно вообще оказаться вне дела и без дела. Надо не
избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не
переходить за допустимые пределы.
Из сказанного следует
важное правило поведения предпринимателя
:
не избегать
риска
, а предвидеть
его,
стремясь снизить
до возможно более низкого уровня.
В экономической науке и практике хозяйствования, к сожалению, не выработаны
общепризнанные теоретические положения о хозяйственном риске. Однако в странах с
рыночной экономикой накоплен опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый
наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства в
зависимости от умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной
обстановке риска. В рыночной среде сама жизнь, процессы производства, распределения,
обмена, потребления продукции учат правилам поведения при наличии неопределенности
и риска, поощряют за их знание и сурово наказывают за незнание.
Нельзя сказать, что в советской экономике руководителю вообще не приходилось
рисковать. Конечно, приходилось. В директивной экономике он имел дело с риском
невыполнения государственного плана, нарушения договорных обязательств,
недопоставок продукции и т.д., то есть проблемами, обусловленным и чаще всего
несоблюдением правил и норм хозяйственной деятельности. В рыночной же экономике
первостепенными элементами риска являются непредвидимость, непредсказуемость
конъюнктуры рынка, спроса, цен, поведения потребителя.
Высказанные соображения в какой-то степени дополняют представление о риске как
экономическом явлении, хотя само слово «риск» знакомо всем с детства и по-своему
понятно. Кажется даже, что это исконно русское слово. На самом деле корни, истоки его
испанские, португальские, в переводе с этих языков «риск» означает «скала».
Мореплаватели под этим словом понимали опасность, грозящую кораблям. В современное
понятие
«риск»
мы вкладываем несколько иное: это, прежде всего,
угроза, опасность
возникновения ущерба в самом широком смысле слова.
Риск обычно связан с конкретной
рисковой ситуацией
. Поэтому он и возникает
тогда, когда решение вырабатывается в условиях неопределенности, выбор делается из
нескольких трудно сопоставимых вариантов. В этих условиях требуется оценить, хотя бы
интуитивно, вероятность достижения заданного результата, выявить возможность неудачи
на избираемом пути.
Характерно, что рисковая ситуация в предпринимательстве тем или иным образом
связана с понятием собственности, прибыли, с вероятностью ее упустить. Сам факт
наличия собственности служит побудителем рисковых ситуаций, ведь люди больше всего
опасаются потерь собственного имущества, денежных средств, здоровья, жизни.
Под
хозяйственным (предпринимательским) риском
понимают риск, возникающий
при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их
реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией,
осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.
Хозяйственный риск - это явление, признак и свойство деятельности, а не только
понятие.
Именно поэтому его часто характеризуют как деятельность по реализации