покупателем, если мы имеем дело с нормальной коммерческой деятельностью, не
носящей спекулятивный характер.
Производитель выигрывает оттого, что ему не надо самому выходить на рынок,
иметь дополнительные издержки обращения, изучать конъюнктуру рынка и т.п.
Коммерческий предприниматель это делает с большим эффектом, с меньшими
затратами, своевременно и более точно изучая конъюнктуру рынка. Выгодно и потре-
бителю от хорошо налаженной торговли.
Программа коммерческой сделки
обычно включает:
- найм работников для выполнения операций закупки, транспортировки, продажи товаров,
проведения рекламной работы, осуществления других торгово-посреднических услуг;
- приобретение, закупку товаров для продажи;
- содержание или найм помещений, складов, баз;
- получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические
функции;
- привлечение денежных средств в кредит по мере необходимости;
- получение или приобретение необходимой информации по сделкам и о рынке;
- реализацию товаров покупателю и получение выручки;
- выплату налогов и платежей и, в конечном счете, получение дохода (прибыли).
Здесь также важное значение имеет хорошо разработанный «бизнес-план».
Коммерческая сделка считается целесообразной
в практике многих стран,
если она
обеспечивает чистую прибыль не менее 20-30% от затрат
(денежной выручки). Такое
жесткое требование обусловлено высоким уровнем риска, характерным для коммерческих
сделок.
Одним из видов предпринимательства является
финансовая деятельность
, где
объектом купли-продажи является специфический товар - деньги, валюта, ценные
бумаги.
В связи с переходом к рыночной экономике формируется рынок денег, валюты,
ценных бумаг, а агентами этого рынка становятся коммерческие банки, фондовые биржи,
предприятия, организации и отдельные граждане - предприниматели, что разрешено
законом Российской Федерации.
Финансовая предпринимательская деятельность с самого начала предполагает
анализ рынка ценных бумаг и маркетинговую деятельность, связанную с поиском,
выявлением и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг.
Важным этапом финансового предпринимательства является
эмиссия ценных бумаг
:
акций, облигаций, кредитных билетов, сертификатов, векселей. Эти ценные бумаги
предприниматель продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в
качестве финансового товара, в чем и заключается суть его предпринимательской
деятельности.
Основная, завершающая часть финансовой сделки - это
продажа
денег, валюты,
ценных бумаг покупателю, т.е. конечному потребителю, либо другому предпринимателю,
занимающемуся их перепродажей (коммерческие банки, биржи). В итоге предприни-
матель получает
денежную выручку
, которая должна быть достаточной для покрытия всех
расходов и получения дохода (прибыли) в виде процента.
Практика финансового предпринимательства в странах развитой рыночной экономики,
где широкое развитие получила инфраструктура денежного рынка, показывает, что
финансовая сделка целесообразна, если
при ее продолжительности, исчисляемой сроком
меньше, чем один год,
расчетная чистая прибыль находится на уровне не менее 5% от
объема сделки
(денежной выручки). Для более долговременных сделок процент
повышается до 10-15%.
В учебной и справочной литературе достаточно часто в качестве самостоятельных
видов предпринимательской деятельности называют
посредническое и страховое
предпринимательство.