независимых друг от друга частных работ. Иначе говоря, без перемещения продукта труда
от одного собственника к другому он не становится товаром.
Сама собственность - это экономические отношения между людьми по поводу
присвоения вещей. Она означает такой порядок, при котором отдельные люди владеют
заводами, фабриками, магазинами и т.д. Частная собственность сегодня - не всегда
собственность одного человека, но собственники - всегда конкретные люди.
Итак, мы видим, что рынок вырастает не на пустом месте. Для его возникновения
необходимы два условия: общественное разделение труда и обособление
товаропроизводителей. Эти экономические условия не только «развели» наших предков,
но и «подтолкнули» их к обмену, торговле.
Обменять товар на товар не так уж просто. Для этого необходимо согласие обоих
товаровладельцев. Предположим, что сапожник стремится обменять сшитые им сапоги на
пироги. Но пирожник отнюдь не обязательно ищет сапоги, он, вполне возможно, хочет
получить за свой товар что-нибудь другое. Чтобы удовлетворить всех при обмене каждого
из товаров на один из других, пришлось бы затеять невероятно длинную цепочку обменов.
Создается, казалось бы, непреодолимая трудность.
Но человечество научилось ее преодолевать. Выход в том, чтобы условиться: какой-
нибудь один общепризнанный товар будут принимать в обмен на свои товары все
продавцы без исключения. Такой товар называется
деньгами
. Никакой самостоятельной
ценности в хозяйстве деньги не имеют, ценность им придает авторитет стоящего за ними
государства.
Обмен товара на деньги называется его
продажей
, а обмен денег на товар -
покупкой
. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его
ценой
. Та экономическая система, где свободные товаропроизводители связаны между
собой отношениями купли-продажи, и называется
рыночной
.
Таким образом, рыночная система характеризуется господством частной
собственности, общественным разделением труда, широким развитием обменных
отношений, осуществляемых с помощью денег. В ней действуют специфические стимулы
и принципы хозяйствования, основанные на свободе предпринимательства, свободе
профессионального выбора для каждого производителя, свободе потребительского выбора
для каждого покупателя в пределах его финансовых возможностей.
Рынок - сложное образование. Как развитая система отношений товарного обмена,
он представляет собой совокупность отдельных взаимосвязанных рынков, являющимися
элементами единого целого – большого рынка, или рыночной экономической системы.
Для лучшего понимания сущности рыночных отношений экономисты-ученые
используют различные классификации рынков. В зависимости от признака, положенного
в основу выделения рыночных элементов,
структура
рынка
может выглядеть по-
разному.
С точки зрения
отдельных товарных групп
выделяют: рынок нефти, автомобильный
или компьютерный рынок, рынок зерна и т.д.
Рынки можно различать и
по степени зрелости,
уровню развития рыночных
отношений: в этом случае различают развитый и формирующийся рынок.
Если принять во внимание
пространственный признак
, то можно выделить:
местный рынок, рынки отдельных регионов, национальный, международный
региональный, а также мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции
(на рынке может быть один, два, много
продавцов одной и той же продукции) выделяют рынок совершенной конкуренции и
различные модели рынка несовершенной конкуренции: чистая монополия,
монополистическая конкуренция и олигополия.
С точки зрения
соответствия действующему законодательству
различают рынок
легальный и нелегальный, теневой (черный рынок).