Центральный государственный плановый орган (Госплан) определяет, сколько тех
или иных продуктов, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей
страны за год. Этот орган рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и
прочих ресурсов для выпуска всех запланированных автомобилей. Затем рассчитываются
потребности в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства этих
изделий, потребность в рабочих и специалистах и прочее.
Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Полученные цифры -
расчеты доводятся до министерств, отвечающих за каждую отрасль. Министерства в свою
очередь доводят задания до предприятий. Директор предприятия распределяет
«спущенный» сверху план по цехам, цех - по участкам и т.д., вплоть до рабочего -
непосредственного исполнителя планового задания.
Естественно, с ростом масштабов производства возникает все больше трудностей в
определении объемов производства по отдельным продуктам, ведь для того, чтобы
определить объемы производства, нужно точно знать потребности и вкусы многих мил-
лионов людей. Отсюда сбои в экономике. В централизованной экономике даже в самый
благоприятный период всегда бывает дефицит одних товаров при избытке других.
Соотношение в национальном продукте средств производства и средств
потребления, а в национальном доходе - фондов потребления и накопления
устанавливается централизованно государством. Таким же образом осуществляется и
распределение потребительских товаров среди населения. Обмен продуктами как
товарами, если говорить не о форме, а о существе, происходит лишь в рамках
ограниченного участка экономической системы: в розничной торговле потребительскими
товарами (т.е. в продовольственных, промтоварных магазинах и на базаре). При этом
пропорции, по которым ведется обмен, тоже в решающей степени определяются го-
сударством, которому принадлежит основная торговая сеть.
Ко всему выше сказанному добавим уравнительный способ распределения доходов в
обществе, который, в конечном счете, отбивает всякую заинтересованность в результатах
собственного труда – ведь, сколько бы ты лично не сделал, все получат одинаково…
Пороки командной экономики привели к застою, а затем и к глубоким кризисным
явлениям в обществе, что хорошо видно на примере России.
Раскрывая негативный характер командной экономики, вместе с тем, следует
отметить и присущие ей положительные моменты. Прежде всего, это возможность
сконцентрировать все ресурсы и успешно решить крупномасштабные проблемы, стоящие
перед страной и обществом на определенных этапах развития. Примером может служить
успешное решение впечатляющих программ в годы создания тяжелой промышленности и
превращение в короткий срок России в мощную индустриально-аграрную державу,
победу в страшных битвах Великой отечественной второй мировой войны.
Плановая командная экономика помогла решить целый ряд социальных проблем,
создав бесплатную систему образования, здравоохранения, обеспечив значительное
развитие науки и культуры. Но жизнь показала, что она исчерпала свои возможности.
Рыночная экономика
(капитализм). Данная система хозяйствования сложилась и
окончательно утвердилась в наиболее развитых странах мира во второй половине XVIII-
начале XIX веков. Классическими признаками экономики рыночного типа являются:
частная собственность на средства производства;
свобода хозяйственной деятельности;
договорные отношения между хозяйствующими субъектами;
личная выгода каждого участника экономических отношений;
свободная конкуренция;
рыночный механизм ценообразования;
саморегулирование рыночной экономики посредством рыночного механизма;
минимум вмешательства государства в экономику.