Стр. 27 - 2

Упрощенная HTML-версия

используются для решения конкретных проблем, позволяя людям увеличивать объем
производимой продукции, более полно удовлетворять их растущие потребности,
облегчать их хозяйственную деятельность, улучшать собственное благосостояние и т.д.
Наука помогает не сознавать и четко формулировать сами проблемы, но и предлагает
различные пути, способы их решения. Она учит из множества возможных вариантов
решений выбирать лучшие – такие, которые при наименьших затратах способны привести
к наибольшим результатам.
4)
образовательная
(учебная) функция
теоретической экономики позволяет в доступной
форме познакомить с важнейшими достижениями науки всех, кто нуждается или желает
приобрести необходимые ему экономические знания. Пусть небольшим, но определенным
набором этих знаний должен обладать и пользоваться каждый человек. С раннего детства
нас окружает хозяйственная (экономическая) среда, вне которой ни отдельный человек, ни
человечество в целом существовать просто не сможет. Значит, мы должны разбираться в
проблемах экономического характера. Безработица и инфляция, зарплата и доход семьи,
достойный уровень жизни, налоговые льготы и платежи, способы социальной защиты… -
из решения этих и подобных проблем и складывается наша жизнь. Мы должны понимать
их суть, знать пути и способы их решения. К этому и призван курс экономической теории,
включенный в учебные программы самых разных вузов.
Экономика – сложная,
многоуровневая наука
. Учитывая, что основной, центральной
фигурой жизни и жизнедеятельности на Земле является человек, личность, экономика как
наука призвана уделять внимание отдельной личности, домашнему, семейному хозяйству,
отдельным продуктам, товарам, услугам, удовлетворяющим потребности человека и
семьи.
С другой стороны, экономические знания распространяются на такие объекты, как
предпринимательская деятельность, предприятия, фирмы, представляющие основные
звенья предпринимательской деятельности. Это объекты более крупного масштаба, но и
они представляют лишь часть гораздо более масштабной экономики регионов, стран,
государств. Наконец, существует самая масштабная – мировая - экономика.
Таким образом, в экономической науке выделяются отдельные части,
различающиеся охватом, масштабом изучаемых объектов, в зависимости от чего
изменяются и методы их описания и анализа, а также используемые показатели.
Соответственно
различают
макроэкономику и микроэкономику
.
Макроэкономикой
называют часть экономической теории, изучающей экономику
как единую, целостную систему. В поле зрения макроэкономики попадают экономические
явления и процессы, имеющие значимость в масштабе всего хозяйства страны.
Макроэкономика использует экономические показатели, характеризующие со-
стояние всей экономики страны как одного большого объекта. Это показатели общего,
суммарного объема производства и потребления, темпов экономического роста и спада,
общих и средних по стране величин доходов и расходов, заработной платы,
производительности труда, цен, валютного курса. Такие совокупные показатели,
свидетельствующие о состоянии и поведении экономики в целом, называют
агрегированными, синтетическими.
Макроэкономика позволяет видеть, исследовать, прогнозировать экономическую
картину в целом, так как она не углубляется в отдельные детали, а стремится выявить
самые общие качества, свойства, признаки.
Под
микроэкономикой
понимают область экономической науки, изучающую
экономические процессы, связанные с состоянием и деятельностью отдельных частей
экономики или, как принято говорить, отдельных субъектов экономической деятельности.
Для микроэкономики представляют интерес отдельные отрасли народного хозяйства,
рынки товаров и услуг, предприятия, фирмы, производители и потребители, домашние
хозяйства.