больше по более низкой цене);
3) пересечение с кривой предложения выражает равновесное состояние.
Отличия заключаются в том, что:
1) кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности цен на
остальные товары. В кривой совокупного спроса отражается изменение общего уровня
цен;
2) кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности
доходов. Кривая совокупного спроса предполагает возможность изменения доходов.
На динамику потребляемого (покупаемого) ВНП влияют ценовые и неценовые
факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме
совокупного спроса на товары и услуги и графически выражается движением вдоль
кривой AD. Неценовые факторы вызывают изменение в совокупном спросе, сдвигая
кривую AD влево или вправо.
К ценовым факторам, которые влияют на динамику объема AD, относятся:
1)Эффект процентной ставки – показывает, что уровень цен влияет на объем
производства через процентную ставку. Повышение уровня цен вызывает увеличение
спроса на деньги, что при неизменном объеме денежного предложения приводит к
повышению процентной ставки, что влечет за собой снижение объема инвестиций и
общего уровня расходов в экономике. Таким образом, повышение процентной ставки
приводит к сокращению расходов экономических агентов (инвестиционных и
потребительских расходов) и объема совокупного выпуска, на который предъявляется
спрос.
2)Эффект богатства, или реальных кассовых остатков, – воздействует прежде всего
на потребительские расходы: повышение уровня цен приводит к снижению реальной
стоимости (покупательной способности) накопленных финансовых активов, например,
срочных счетов или облигаций, имеющихся у населения. В таком случае население
реально станет беднее, поэтому можно ожидать сокращения потребительских расходов и
объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос.
3)Эффект импортных закупок – воздействует на величину чистого экспорта:
повышение уровня цен приводит к увеличению импорта и уменьшению экспорта, и,
следовательно, сокращению чистого экспорта и объема совокупного спроса, на который
предъявляется спрос.
Следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные
изменениями в уровне цен (точки на кривой), от изменений в совокупном спросе,
вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного
спроса (вся кривая). Изменения совокупного спроса графически иллюстрируются
смещением кривой вправо (возрастание) или влево (уменьшение).
Неценовые факторы многообразны, поэтому их целесообразно подразделить на
группы в зависимости от того, на какие элементы в структуре совокупного спроса они
оказывают воздействие.
1.
Неценовые факторы, воздействующие на объем потребления домашних
хозяйств:
1.1.Благосостояние потребителей;
1.2.Ожидания потребителей;
1.3.Задолженность потребителей;
1.4.Налогообложение.
2.
Неценовые факторы, вызывающие изменения в инвестиционных расходах:
2.1.Процентные ставки;
2.2.Ожидаемые прибыли от инвестиций;
2.3.Налоги с предприятий;
2.4.Технологический уровень производства;
2.5.Уровень использования производственных мощностей.
3.
Неценовые факторы, обусловливающие изменения в государственных расходах.