Стр. 125 - 2

Упрощенная HTML-версия

выделяют реальный и финансовый секторы. Реальный сектор предполагает
осуществление производственной деятельности, т.е. такой, при которой осуществляются
затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и оказания услуг.
Реальный сектор предполагает существование рынков, на которых объектом купли-
продажи являются рабочая сила, инвестиционные товары (машины, оборудование,
сырье, материалы), а также потребительские товары и услуги. Финансовый сектор
включает операции со всеми видами финансовых активов (валюта, ценные бумаги и т.д.),
которые обращаются, соответственно, на финансовых рынках.
По характеру поведения экономических агентов выделяют шесть институциональных
секторов: 1) нефинансовые предприятия; 2) финансовые учреждения; 3) государственные
учреждения: 4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; 5)
домашние хозяйства; 6) остальной мир.
1.5 Основные показатели в системе национальных счетов и методы их расчета
Макроэкономика оперирует агрегированными параметрами и имеет дело только с
агрегированными показателями, такими, как валовый национальный продукт, валовый
внутренний продукт, национальный доход, уровень цен, инфляции и безработицы,
объемы потребления, сбережения и инвестиций, рыночная ставка процента и т.д.
Проблема измерения показателей экономического развития, совокупных доходов
стояла еще перед экономистами XVII-XVIII веков. Создание начал национального
счетоводства стимулировалось практическими целями государства, прежде всего,
введением наиболее эффективной системы налогообложения доходов, собственности,
сбережений.
Методика, применявшаяся в СССР, отличалась от общепринятой, международной,
и имела следующие недостатки:
1)
в основу была положена схема воспроизводства совокупного общественного
продукта (СОП), которая содержала оценку продукции материального производства, но
игнорировала основную часть сферы услуг;
2)
эта схема содержала повторный счет (исходная и промежуточная продукция
учитывались в одном показателе по несколько раз – в отраслях как добывающей, так и
перерабатывающей промышленности, что искажало реальные итоги хозяйственной
деятельности);
3)
эта схема имела недостаточно развитую систему показателей, особенно в
области финансов, не получила должного развития система внешнеэкономических
связей.
С 1988 г. в нашей стране для измерения общественного продукта стали
использоваться показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов.
Реально разработка соответствующей национальной методологии началась несколько
позже, с 1991 г. Сегодня основные принципы и правила построения система
национальных счетов определяются международным методологическим стандартом
СНС-93.
Система национальных счетов является комплексной балансовой моделью, которая
дает возможность составлять целостную картину движения общественного продукта в
форме
доходов,
характеризовать
межотраслевые
связи,
финансовые
и
перераспределительные потоки.
Важный принцип, лежащий в основе системы национальных счетов, состоит в
признании того, что в создании стоимости товаров и услуг наряду и наравне с трудом
принимают участие земля, капитал и предпринимательская деятельность (т.е. все
факторы производства).
Система национальных счетов дает ступенчатую картину экономических процессов
в стране, включая информацию по стандартному набору (для всех секторов экономики)
счетов, в которых регистрируются операции, относящиеся к основным фазам
экономического процесса.