Стр. 2 - 2

Упрощенная HTML-версия

НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ
РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ТКАНЕЙ ПОЛОСТИ РТА
Мотивация изучения. Нас окружает среда, наполненная громадным множеством
инфекционных агентов, которые хотели бы с большим удовольствием использовать наш
организм для собственного размножения. И если бы человек не выработал целый ряд
механизмов, обеспечивающих естественную резистентность (неспецифическую защиту) и
иммунитет (специфическую защиту), то последствия встречи организма человека с этими
инфекционными агентами были бы весьма плачевны. Защитные механизмы полости рта,
которая является входными воротами для инфекции, делятся на
неспецифические
(слизистая оболочка, система фагоцитов, система комплемента, лизоцим, лактоферрин,
интерфероны,
система
естественных
киллеров),
действующие
против
всех
микроорганизмов, и
специфические
(иммунные), влияющие только на определенный вид
микроорганизмов. При нарушении механизмов неспецифической и/или специфической
резистентности в полости рта формируются иммунодефицитные состояния,
способствующие нарушению микроэкологического равновесия в полости рта,
возникновению и прогрессированию стоматологических заболеваний (стоматиты,
хейлиты, глосситы, кариес зубов, пародонтоз и т.д.). Иметь современные представления о
факторах резистентности тканей полости рта - важнейшая задача в деле подготовки
врача-стоматолога.
План проведения занятия
1. Проверка знаний студентов путем программированного контроля.
2. Обсуждение программного материала.
3. Закрепление материала (анализ иллюстративного материала в виде учебных
таблиц и слайдов, решение ситуационных задач).
Цель занятия -
сформировать современные представления о неспецифической и
иммунологической резистентности тканей полости рта.
В результате проработки темы студент должен:
1. Иметь представление о микробиологическом равновесии в полости рта.
2. Знать механизмы неспецифической и иммунологической резистентности
организма в целом и полости рта в частности.
3. Иметь представления об иммунодефицитах вообще и клинико-лабораторных
проявлениях иммунодефицитных состояний в полости рта в частности.
4. Уяснить роль иммунных механизмов в формировании зубной бляшки и кариеса.
5. Иметь представление о принципах иммунопрофилактики кариозного процесса.
6. Уметь решать ситуационные задачи по теме занятия.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
Вопросы для повторения
1. Микрофлора полости рта у здорового человека.
2. Структура и функции иммунной системы.
3. Индукция и регуляция иммунного ответа.
4. Реактивность и резистентность организма.
Основные вопросы
1. Микроэкологическое равновесие в полости рта.
2. Неспецифические факторы резистентности.
3. Иммунные факторы защиты в полости рта.