Мотивация изучения. Патология гемостаза может проявляться в виде
синдромов кровоточивости (включая геморрагические диатезы), предтромбоза и
тромбоза (включая тромбофилические состояния) и тромбо-геморрагического
синдрома (или синдрома ДВС).
Указанные варианты патологии могут развиваться у больных,
курируемых врачами самых разных специальностей. В этой связи неслучайно
раздел «Нарушение гемостаза» введен в программы по клинической патологии
для студентов всех факультетов. Расстройства гемостаза имеют особую
значимость прежде всего для тех специалистов, которые используют средства и
методы интенсивной терапии у больных, находящихся в критических состояниях
(анестезиологи-реаниматологи, хирурги, акушеры-гинекологи). Естественно, что
нарушение гемостаза представляет реальную значимость и для врачей-
стоматологов, использующих методы хирургического лечения; анестезиологов-
реаниматологов, оказывающих соответствующее пособие в отделении челюстно-
лицевой хирургии.
Знание факторов, способных вызывать или спровоцировать уже
имеющиеся
субкомпенсированные
сдвиги
параметров
сосудисто-
тромбоцитарного и коагуляционного гемостаза, необходимо как для
профилактики возможных его нарушений, так и для коррекции имеющихся
патологических проявлений на этапах предоперационной подготовки,
оперативного вмешательства и послеоперационного периода. В этом отношении
рассматриваемый раздел патологии имеет одинаковую значимость для
специалистов, выполняющих манипуляции, связанные с травматизацией тканей,
использующих инфузионную терапию или проводящих фармакокоррекцию
осложнений генерализованных аллергических реакций. Все перечисленные
ситуации могут встречаться и у пациентов стоматологического профиля.
План проведения занятия
1. Проверка знаний студентов путем программированного контроля по
теме занятия.
2. Обсуждение программного материала.
3. Закрепление учебного материала (анализ иллюстративного материала в
виде таблиц и слайдов; решение ситуационных задач).
Цель занятия -
сформировать современные представления об этиологии,
патогенезе, принципах диагностики, профилактики и лечения основных форм
нарушения системы гемостаза.
В результате проработки темы студент должен:
1. Иметь представление об основных факторах, обеспечивающих
сосудисто-тробоцитарный и коагуляционный компоненты гемостаза.
2. Знать основные патогенетические факторы, лежащие в основе
формирования предтромботического состояния и тромбоза, на этапах
предоперационной подготовки, операции и постоперационного периода.
3. Оценить возможности лабораторной диагностики и эффективности
коррекции гиперкоагуляционных и гиперагрегационных состояний, лежащих в
основе тромбоэмболических проявлений.