Мотивация изучения. Вода и электролиты являются наиболее важными
компонентами организма, имеют основополагающее значение в качестве среды и
участников обмена веществ. Врачам, работающим в области челюстно-лицевой хирургии,
ортопедической и детской стоматологии, нередко приходится лечить больных, у которых
стоматологическая патология протекает на фоне нарушенного водно-электролитного
обмена. Незначительные расстройства водно-электролитного обмена могут быть
компенсированы резервными возможностями организма, и не проявляться клинически.
Однако более тяжелые нарушения водно-электролитного обмена не могут быть
компенсированы даже чрезмерным напряжением всех систем организма и приводят к
выраженным расстройствам жизнедеятельности организма. Это связано с тем, что
уменьшение количества воды и электролитов нарушает течение химических и физико
химических процессов, объемных соотношений между кровью, клетками и
внутриклеточным пространством, и в итоге нарушается функционирование органов и
тканей.
Безусловно, такие же изменения оказывают влияние на формирование и
проявление патологии стоматологического профиля. Нарушения водно-электролитного
баланса во многом определяют результаты лечения основных заболеваний, поэтому
знания о содержании жидкости в организме, составе электролитов, осмоляльности сред,
распределении электролитов между средами являются необходимыми для врачей
стоматологического профиля.
Механизмы регуляции обмена воды и электролитов между водными секторами,
основных нарушений водного баланса организма, распределение воды во внутренних
водных разделах, полученные при изучении биохимии, физиологии и патофизиологии,
будут дополнены, что поможет формированию осознанной и правильной тактики врача
при лечении и профилактике стоматологических заболеваний.
План проведения занятия
1. Проверка знаний студентов путем программированного контроля по теме
занятия.
2. Обсуждение программного материала.
3. Закрепление учебного материала (анализ иллюстрационного материала в виде
учебных таблиц и слайдов; решение ситуационных задач).
Цель занятия -
сформировать современные представления об этиологии,
патогенезе, принципах диагностики, профилактики и лечения основных нарушений
водно-электролитного обмена.
В результате проработки темы студент должен:
1. Иметь представление о содержании и значении воды и основных электролитов в
организме.
2. Знать механизмы образования и химический состав ротовой и десневой
жидкостей для понимания вопросов патогенеза нарушений водно-электролитных
расстройств в полости рта.
3. Уяснить возможности лабораторной диагностики водно-электролитных
нарушений в ротовой полости.
4. Иметь представление о принципах коррекции нарушения водно-электролитных
расстройств в полости рта.
5. Уметь решать ситуационные задачи по нарушениям водно-электролитного
обмена.